Федеральные деньги счёт любят.  Продолжаем тему

Продолжают одолевать мысли о том,

ОРЦ "Меркаса" близ Мадрида Автор фото: www.gacetinmadrid.com

Продолжают одолевать мысли о том, почему Минфин России выступает против официального участия логистических посредников в лице оптово-распределительных центров в госзакупках продовольствия.

Почему в Испании самые дешевые в Европе продукты питания?

Если изучать мировой опыт, то нетрудно убедиться, что самой успешной страной, сумевшей создать оптимальные условия для движения товарных потоков продовольственной продукции, в том числе при госзакупках, является Испания. Во второй половине 1960-х годов в этой стране приступили к формированию сети продовольственных оптово-распределительных центров (ОРЦ). 

Была учреждена государственная компания "Меркаса", в уставном капитале которой 51 процент отдали министерству финансов, а 49 процентов - министерству сельского хозяйства, продовольствия и защиты окружающей среды. Эта госкорпорация и стала организатором и управителем сети ОРЦ. Объединение двух ведомств в одной упряжке не было случайным. Как известно, министерства финансов любой страны нацелены в первую очередь на увеличение поступлений в бюджет, а во вторую - на сокращение бюджетных расходов. 

У сельскохозяйственных ведомств другая задача. Они стараются, чтобы подведомственная им отрасль наиболее успешно развивалась, с этой целью лоббируют законы для увеличения государственной поддержки аграрно-промышленного комплекса и пытаются создать наиболее оптимальные условия для его развития. 

Компания "Меркаса" выступила выразителем интересов и той, и другой стороны. И соответственно, стала искать оптимальные пути для разрешения неизбежных в обычных ситуациях межведомственных конфликтов.

Что же было сделано? При всех крупных муниципалитетах страны возникли продовольственные ОРЦ. Сособственниками этих ОРЦ выступают, как правило, "Меркаса" и муниципалитеты, а также - в сравнительно редких случаях частные фирмы. Несмотря на то, что основная специализация сети - оптовые поставки, осуществляется на их площадях и розничные продажи. Имеются здесь не только склады, но и мощности по переработке сельскохозяйственного сырья. В обязательном порядке осуществляется фитосанитарный и ветеринарный контроль продовольственных товаров.

Через биржу, действующую на базе этой сети, осуществляются оптовые продажи продовольственной продукции, причем её покупателями выступают не только частные фирмы, но и учреждения социальной сферы, то есть школы, больницы и так далее. Иными словами торговля продуктами питания как для частных, так и государственных и муниципальных заказчиков осуществляется на одной площадке. В учреждения бюджетной сферы по результатов этих торгов основная часть продуктов питания поступает именно с ОРЦ. 

В контрактах по регламентированным закупкам, то есть закупкам, по которым покупателями являются государственные, муниципальные или учрежденные с участием органов власти учреждения или компании, особо оговаривается с какого из ОРЦ должна осуществляться доставка им продовольствия в соответствии с утвержденными планами-графиками. Развозка продукции по бюджетным организациям осуществляется силами, как правило, логистических компаний. 

Причем транспортные средства при этом могут везти одновременно продукты питания не только в учреждения социальной сферы, но и по обычным магазинам. Специальная информационная система, действующая при сети, способствует тому, чтобы транспортные средства, осуществляющие развозку товаров по потребителям, были максимально нагружены. В итоге не возникает эффекта полупустых грузовиков, себестоимость доставки продовольственных товаров, в обязательном порядке прошедших фитосанитарный и ветеринарный контроль, сравнительно невелика. 

В результате на настоящий момент цены на продукты питания в Испании самые низкие в Европе, страна является крупным экспортёром продовольствия. Фермерам нет особой необходимости думать о сбыте своей продукции. Через систему кооперативов она поставляется на ОРЦ, а оттуда уже в результате биржевых торгов или иными способами попадает на предприятия пищевой переработки, в торговые точки или учреждения социальной сферы. Малый и средний бизнес, так или иначе связанный с АПК, чувствует себя благодаря подобной системе разделения труда очень даже неплохо. 

Если в России до 30 процентов овощной продукции превращается в гниль из-за плохо отлаженной логистики, то в Испании эта проблема не стоит. Проблем с попаданием в бюджетные учреждения продовольственного фальсификата или контрафакта, опасного для здоровья, тоже практически нет. 

Почему Минфин против?

Вы думаете об этом замечательном опыте, как и опыте ряда других стран, не знают в Министерстве финансов России? Отнюдь. Сведения, приведенные выше, я взял из научного отчета подразделения этого министерства - Научно-исследовательского финансового института (НИФИ). Так в чём же причины упорного нежелания этого уважаемого ведомства признать очевидное и не противодействовать тому, чтобы госзакупки продовольствия осуществлялись через систему ОРЦ в России?

Одна из причин, с моей точки зрения, очевидна. Российский Минфин заинтересован в том, чтобы в федеральную казну поступало как можно больше налогов. Описанная выше система способствует в первую очередь развитию малого и среднего предпринимательства (МСП). А МСП основную часть своих налогов выплачивает в региональные и местные бюджеты. В федеральную казну от него попадают жалкие крохи. Объективно, независимо от того, кто управляет министерством финансов, это ведомство не очень заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса. Хотя публично никогда об этом не скажет. 

Ему нужно, чтобы основными продавцами продуктов питания выступали крупные компании, которые и являются главными донорами федерального бюджета. А коль так, то основными продавцами продуктов питания по линии госзаказа, как считает российский Минфин, должны быть именно компании-крупняки. 

Либералы зовут иностранцев 

В 1997 году я как-то взял интервью у Эльвиры Набиуллиной. Тогда она не являлась могущественным главой российского Центробанка, а была заместителем министра экономики РФ. Прибыла она в Красноярск по случаю научно-практической конференции по экономике, организованной покойным губернатором края Валерием Зубовым, в составе делегации, которой руководил её научный руководитель - гуру российского либерализма в сентябре 2023 года скончавшийся светлой памяти Евгений Ясин. 

Сам Евгений Ясин, к тому временем сложивший полномочия министра экономики и оставшийся министром без портфеля, в своем выступлении на конференции сказал, что российское правительство добилось главной своей цели - обуздания инфляции. "Нам удалось свести инфляцию к тому, что она не препятствует более инвестициям", - сказал он тогда и посетовал, что иностранные инвесторы почему-то не идут в Россию. 

Невдомёк ему было, что он сам способствовал созданию таких условий, чтобы иностранцам было выгоднее не инвестировать в российский бизнес, а продавать западные товары в нашей стране. 

Напомню, что тогда был установлен валютный коридор: доллар продавали строго за шесть рублей. Рубль был пере-укреплен, и в страну хлынул поток благодаря этому резко подешевевших импортных товаров. Россияне, те, кто смог хотя и с задержками получить заработную плату, мигом скупали импортные холодильники, телевизоры, микроволновки и много чего ещё. А российская обрабатывающая промышленность просто обваливалась из-за отсутствия спроса на её продукцию на внутреннем, а тем более внешних рынках. 

Возникли проблемы и у бюджетной системы Красноярского края, так как у предприятий цветной металлургии, основного донора бюджета в ту пору, резко осложнились проблемы со сбытом своей продукции на внешних рынках, а российские предприятия, столкнувшиеся с кризисом сбыта, уже не могли её покупать. Одновременно распухал рынок государственных казначейских обязательств (ГКО), так как резко съёжилась налогооблагаемая база в стране. 

Уже потом я узнал, что идея введения валютного коридора была навеяна нашим либеральным реформаторам благодаря работе по грантам западных фондов и даже Европейского банка реконструкции и развития. Что и говорить, гениальную идею им подсунули зарубежные донаторы для разрушения российской экономики изнутри… 

Так вот, тогда Эльвира Набиуллина поведала мне, какую важную задачу решает её министерство. А именно создание такой нормативно-правовой базы, которая бы способствовала переходу отечественных предприятий на международные стандарты бухгалтерского учета. "Наша сегодняшняя бухгалтерская отчетность в основном ориентирована на налоговые службы, - сказала она. - Для инвесторов же нуж#на несколько иная информация, более четко отражающая реальное фи#нансово-экономическое состояние производств. Когда инвестор вклады#вает или продает деньги, он должен быть уверен, что его деньги находят#ся при деле". 

С одобрением тогда отметила Эльвира Сахипзадовна тот факт, что "многие российские предприятия раскрывают свои коммерческие тайны". Поскольку эта мысль была главной в интервью, я и озаглавил его соответственно: "Раскрывают коммерческие тайны".

Коллективный Запад и российский АПК

А теперь о последствиях такой либеральной политики. Иностранные инвесторы кинулись скупать в России всё, что было возможно. Однако приобретать малые и мало-средние предприятия им было трудновато, потому что последние в силу своей маломощности никак не переходили на международные стандарты бухгалтерского учёта. 

Предприятия же покрупнее становилась их лёгкой добычей. Тем более что не без подачи со стороны западных консультантов и рекомендаций от МВФ отечественный Центробанк создал такие правила игры на финансовом рынке, что брать в рублях кредиты с инвестиционными целями стало практически невозможно. 

Конечно, западные советники и советчики не имели возможности напрямую влиять на денежно-кредитную политику. Однако они сделали всё возможное, чтобы нормативно-правовая база денежно-кредитной политики максимально затрудняла инвестиционный процесс в России и способствовала выводу денег из страны. 

О том, как не без их консалтинговой поддержки менялись и создавались российские законы под лозунгом значимости вступления России в ВТО, МВФ и другие международные организации и сообщества, контролируемые западным финансово-промышленным олигархатом, - тема отдельного разговора. 

Сейчас же важно отметить, что накануне специальной военной операции более половины пищевой промышленности страны, а также несколько федеральных продовольственных торговых сетей оказались в собственности у зарубежных так называемых инвесторов. Конкурентов у них со стороны российского бизнеса практически не было. Не могли себе позволить отечественные предприниматели покупать доли и акции в российском пищепроме, так как ставки по кредитам в рублях были и есть неизмеримо высоки по сравнению с условиями, на которых брали деньги взаймы заморские "делавары" в западных банках. 

Западные собственники, конечно, внесли немалый вклад в то, что называется культурой производства. Но и потеряли россияне от этого немало. 

Приведу один памятный мне пример. Мои дети очень любили пить кефир красноярской компании "Милко". Как-то по случаю я спросил у начальницы цеха этой компании, почему им в отличие от конкурентов, удается делать напиток с такими замечательными вкусовыми свойствами.

- Всё дело в закваске, - ответила мне добрая русская женщина.

Прошёл годик-другой, купила компанию "Милко" зарубежная финансово-промышленная группа, и секрет замечательной закваски был утрачен. То что называется кефиром её производства больше напоминает кисло-молочную болтушку, чем настоящий полноценный русский кефир. 

Сказка о рыбаке и рыбке

Но это лирика. По честному признанию руководителя агентства госзаказа Красноярского края Марины Вразовской, в последние годы (если не брать производителей хлебобулочных изделий) участвует в торгах по госзакупкам продовольствия не более трех-четырех компаний региона. И только очень даже иногда они выигрывают торги.

Приводя эти сведения, Марина Валерьевна припомнила банальную притчу о том, что надо взять в руки удочку, чтобы рыбку поймать. Намекая (это уже мои слова), что не весьма дюжие рыбаки водятся в среде предпринимателей края. Невдомек ей, что причина пассивного отношения местного МСП к участию в госзакупках в первую очередь кроется в логистических трудностях. Непрофильный для них это бизнес - в соответствии с планом-графиком продукты по больницам и прочим социальным учреждениям развозить. Вот если же только до ОРЦ необходимо груз доставить, то это им вполне по силу. О том, что это действительно так, можно убедиться прочитав мой материал "Как обеспечить продовольственную безопасность социальной сферы Красноярья" в "Красноярском рабочем" за 26 июля 2023 года. 

Поэтому и господствуют на рынке государственного продовольственного госзаказа перекупщики. Как они работают? Покупают по старым контрактам или через электронные торговые площадки продукцию, что подешевле и везут её напрямую заказчикам. А после как повезёт - можно и на фальсификат нарваться, и на качественный товар.

Кто же конечный бенефициар этой системы? В первую очередь сравнительно крупные компании, у которых и покупают господа перекупщики продукцию.

А если так, то раньше значительная часть прибыли от работы на рынке госзакупок утекала в качестве дивидендов за границу, так как собственники очень большой доли этих компаний за далёким бугром и находились, и сегодня, хотя не такими мощными рядами, но находятся. Формально всё вроде правильно делается. Требование закона не покупать по госзаказу для социальной сферы продукты, которые в России производятся, выполняется. Но прибыль-то разрешено за рубеж вывозить! 

Ныне, конечно, ситуация изрядно изменилась. Иностранцы дальне-западные уходят из страны. Но законодательная база, формально не подстроенная под них, но им выгодная, к сожалению, осталась. С точки зрения чисто фискальной, Минфину РФ не выгодно, чтобы МСП участвовал в госзакупках. В результате следования правилам госзакупок продовольствия, которые это ведомство курирует, россиян нередко кормят контрафактом и фальсификатом в социальных учреждениях.

Последние новости

Отключение электроэнергии 05.04.2025г.

Уважаемые жители Саянского района! По сообщению ПАО «Россети Сибири» «Красноярскэнерго» ЮВЭС Саянский РЭС 05.04.2025г.

Программа «Сказки по нотам» открывает фестиваль «Норильские сезоны»

Выступление музыкантов состоится 7 апреля 2025 года на сцене Норильского Заполярного театра драмы.

Епископ Агафангел совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в кафедральном соборе Норильска

Вечером 4 апреля 2025 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Преосвященнейший Агафангел, епископ Норильский и Туруханский,

Руководитель епархиального отдела по делам молодёжи принял участие в городском форуме «Традиции сохраним! Родину защитим!»

3 апреля 2025 года в Городском центре культуры г. Норильска состоялся агитационно-патриотический форум «Традиции сохраним!

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Смоленске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *