Приехали

Ещё несколько лет назад приобрести пусть простенькую, но надёжную машину мог практически любой горожанин.

Ещё несколько лет назад приобрести пусть простенькую, но надёжную машину мог практически любой горожанин. Однако в этом году ситуация кардинально изменилась. Ко Дню автомобилиста «Заполярная Правда» решила пообщаться с экспертами и автолюбителями, чтобы оценить российский транспортный рынок с учётом заполярной специфики.

Новое авто

Если уж покупать, то новенькое, с иголочки. Хороший принцип, когда средств достаточно. Даже после введения санкций и бешеного скачка цен есть те, кто готов платить за только что сошедшую с конвейера машину. Во сколько же обойдётся сейчас такое удовольствие? И какой автомобиль лучше брать? Ответ на этот вопрос знает Сергей Прокопенко, представитель рабочей группы по безопасности дорожного движения при Общественном совете ОМВД Норильска.

– Для тех, кто думает, что история с подорожанием авто началась только после начала СВО, — открывает секреты эксперт, — скажу, что санкции на машины начали вводить задолго до начала событий на Украине. Эффект усилился из–за обрушения логистических цепочек, но тем не менее дорожать машины начали ещё в 2021–м. До середины прошлого года у официального дилера новенький Solaris средней комплектации стоил миллион триста — миллион шестьсот, сразу после введения санкций и до спецоперации цена была уже 2,2–2,6 миллиона рублей. Был период, когда продажи вообще встали на несколько месяцев. Теперь рынок ожил, а цены упали тысяч на 100–300, в основном у крупных дилеров, у которых за это время на складах скопилось огромное количество прошлогодних авто. В общем, миллиона два за Solaris, один из самых популярных в Норильске автомобилей, нужно выложить.

Доставка

Для северянина обзавестись новеньким автомобилем — это полдела. После покупки машину необходимо ещё доставить в Норильск. Раньше проблем с этим не возникало. А многие норильчане вообще предпочитали каждый год брать личный транспорт с собой в отпуск и колесить по всей стране. Именно так поступал и наш второй эксперт, Виктор.

– Да, с доставкой авто по воде у нас теперь непросто. Мы почти каждый год брали машину в отпуск. Обходилось это примерно 20 тысяч в одну сторону. Отправляли из Норильска, встречали в Красноярске и ездили по России, — вспоминает золотые времена Виктор. — Сейчас про это можно забыть. Проблемы с логистикой обнаружились в прошлом году, но в этом оказалось ещё сложнее. На данный момент доставка грузов по воде стоит 100 рублей за килограмм рекой и 150 — морем. У меня транспорт весит 2,5 тонны — это 250 тысяч рублей за отправку рекой. Про море — вообще молчу. Когда–то самолётом дешевле было. Ещё и очереди на доставку образовались. Вот в прошлом году у двоих знакомых машины остались зимовать в Красноярске. Я с очень большим трудом поставил свой транспорт на баржу — трудно отправить. Машина ушла по 60 рублей за килограмм. В этом году решил не брать транспорт на материк. Детальный анализ сложностей с доставкой авто в Норильск даёт и Сергей Прокопенко:

– Сейчас опять для некоторых открою Америку. Санкции в сложностях с навигацией Красноярск–Дудинка сыграли роль незначительную. Трудности возникли по другим причинам. Первая — это увеличение количества приоритетных грузов. Город и «Норникель» начали воплощать в жизнь проекты по реновации, а это огромное количество стройматериалов и сотни единиц новой техники. Сначала везут их, потом скоропортящиеся грузы и предметы первой необходимости. В результате авто уходят даже не на второй и третий, а на четвёртый и пятый планы. Ещё в 2021–м почти пятистам машинам норильчан не хватило места. Бешеный спрос привёл к существенному увеличению цены. Добавился водный кризис этого лета. Енисей обмелел — часть водной артерии вообще перестала быть судоходной. Всё сказалось и на стоимости, и на количестве барж, везущих грузы.

Комплектующие, ремонт и расходники

Пройдя долгий и тернистый путь с покупкой и доставкой авто в Норильск, заполярный водитель рано или поздно столкнётся с ещё одной проблемой — любую рабочую лошадку нужно холить и лелеять. А значит, вновь придётся вносить коррективы в семейный бюджет. По сравнению с прошлым годом цена на 70% комплектующих выросла вдвое. На 30% запчастей ценник хоть и незначительно, но увеличился. Немалую роль в росте цен сыграли спекулянты. Большинство фирм, имея в наличии подходящие детали, продавать их не спешили, чтобы не упустить дополнительную выгоду. Впрочем, сейчас рынок медленно, но верно стабилизируется.

– Сразу после введения санкций взлетели цены на все запчасти и расходники для корейских авто. Постепенно слегка откатились, но всё равно возникает определённый дефицит, — поясняет Сергей Прокопенко. — Например, привести рекомендуемое производителем масло — большая проблема. Его практически нет, а подделок много стало. Сейчас корейские производители возвращаются на рынок. Цены более–менее отрегулировали, логистику наладили. Так что с запчастями проблем у этих марок нет, но цена уже другая.

Появились реплики и заменители китайского производства, но к качеству таких деталей частенько возникают вопросы. С европейцами — та же проблема. С немцами — чуть сложнее: запчасти есть, но даже аналог приходится ждать месяца полтора. Если японские и корейские запчасти даже в Норильске в наличии, то вот для американских авто или моделей совместного производства — вообще беда с поиском комплектующих. И с российскими производителями не всё гладко. Заказать можно, но не всё, и ждать придётся.

Тяжелее всего сейчас владельцам авто премиум–класса. Мало того что цена на запчасти и обслуживание таких автомобилей всегда была немаленькой, то с удвоением стоимости она стала реально покусывать за портмоне. Так что даже владельцы премиальных авто стараются экономить.

– У меня джип Toyota Prado. Цена на оригинальные запчасти и обслуживание выросла примерно вдвое. Например, в позапрошлом году в Москве у официального представителя фирмы замена масла и фильтров вместе с работой обошлась мне чуть больше 20 тысяч рублей, — вспоминает Виктор, обладатель джипа. — В этом году узнавал стоимость процедуры в том же салоне, и это уже стоит более сорока тысяч. Но проблема даже не в стоимости, а в банальном отсутствии оригинальных запчастей и расходников для таких авто. Ситуация сложилась следующая. Оригинальная запчасть поставляется якобы официальному дилеру той или иной модели. А с введением санкций выяснилось, что это вовсе не официальные представители, как они себя позиционировали, а просто частная фирма, у которой есть договор с производителем машин. Сейчас все эти договорные цепочки рушатся – и дилер вовсе не дилер, и запчастей у него либо вообще нет, либо есть остатки, но по заоблачным ценам. А гарантийные обязательства по обслуживанию только на бумаге остались.

В Норильске и расходники, и запчасти есть, но в основном аналоги по цене оригинала. Большинство известных фирм свои представительства в России закрыли, и те же фирменные масла ввозятся через параллельный импорт, что сказывается на цене. Периодически появляющиеся предложения с приемлемой стоимостью доверия не вызывают. Например, привычные масла Mobil и Castrol заменили «Лукойл», «Газпромнефть», корейские масла, но по стоимости оригинала.

Так в принципе со всей техникой. Вот решили на днях купить новый телевизор. Определились с суммой и обнаружили, что либо покупаем модель с изначально заложенными характеристиками, но незнакомой фирмы, либо в два раза дороже товар от проверенного производителя.

Вторичный рынок

Последние несколько месяцев лихорадило и местный рынок подержанных автомобилей. Творился здесь настоящий «Дикий Север». Сейчас этот сегмент рынка более–менее пришёл в норму, и можно прикинуть цену подержанного авто.

– Весной цены на б/у автомобили действительно скакнули, — рассказывает Сергей Прокопенко. — Сегодня рынок стабилизировался, но, естественно, на прежний уровень не вышел. Например, в самый разгар этого безумия за Kia Rio просили два миллиона. Сейчас за аналогичное авто на полмиллиона меньше. Да, это дороже, чем в прошлом году, но уже и выбор есть, и поторговаться можно. Средний б/у автомобиль оценивается в районе 500–600 тысяч, раньше — в районе трёхсот пятидесяти. Это авто 2006–2008 годов выпуска.

Автохлам

– Местный рынок запчастей с разборки тоже существенно изменился. Тут и цена на новые авто, и санкции, и стоимость оригинальных запчастей повлияли, — говорит наш эксперт. — Всё это привело к тому, что сейчас даже купленные на разборке автохлама запчасти стоят существенно дороже. Для примера: в прошлом году я покупал дверь для Renault Logan за десять тысяч, теперь она 25 стоит; фара б/у вместо 2–3 тысяч – в шесть обойдётся, потому что это оригинал. По сути, подержанные запчасти по стоимости почти сравнялись с новыми — либо за эту цену здесь и сейчас подержанная деталь, либо чуть дороже новая, но через пару месяцев. Жизнь автолюбителя в Норильске усложнилась, конечно, но жить можно.

Советы начинающим

– В целом бюджетные варианты — это корейская группа Hyundai Solaris, Renault Duster и Renault Logan. Они всегда были актуальны для Норильска. С этого года обозначилась ещё одна любопытная тенденция. Огромную популярность стали набирать праворульные машины. Очень неплохое соотношение цена–качество выходит, — высказывает мнение Сергей Прокопенко.

– Как ни странно, дороже теперь содержать российский автопром. Оказалось, что в России для собственных автомобилей практически ничего не производится: электроника, фары, кузовные детали у нас и не выпускались. Все запчасти иностранного производства, — даёт свою оценку Виктор. — В основном альянс Renault–Nissan и делал все кузовные детали и электронику. Наиболее выгодный вариант — наверное, китайцы, но это тоже рулетка: кто–то по пять лет ездит и ничего, а кто–то с первого дня мучается. А вот брать американца или модели из ограниченного выпуска вообще не стоит. В любом случае надо понимать, что платить всё равно придётся больше, чем раньше.

Текст Егор Тулновский
Фото из открытых источников

Последние новости

Отключение электроэнергии 05.04.2025г.

Уважаемые жители Саянского района! По сообщению ПАО «Россети Сибири» «Красноярскэнерго» ЮВЭС Саянский РЭС 05.04.2025г.

Программа «Сказки по нотам» открывает фестиваль «Норильские сезоны»

Выступление музыкантов состоится 7 апреля 2025 года на сцене Норильского Заполярного театра драмы.

Епископ Агафангел совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в кафедральном соборе Норильска

Вечером 4 апреля 2025 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Преосвященнейший Агафангел, епископ Норильский и Туруханский,

Руководитель епархиального отдела по делам молодёжи принял участие в городском форуме «Традиции сохраним! Родину защитим!»

3 апреля 2025 года в Городском центре культуры г. Норильска состоялся агитационно-патриотический форум «Традиции сохраним!

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости во Владивостоке, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *