В Самаре решили проблему качества продуктов питания, поступающих в соцсферу
Мария Карелина Как уже неоднократно писал "Красноярский рабочий", в нашем крае не очень хорошо обстоят дела с качеством продуктов питания, поступающих в учреждения бюджетной сферы.
Как уже неоднократно писал "Красноярский рабочий", в нашем крае не очень хорошо обстоят дела с качеством продуктов питания, поступающих в учреждения бюджетной сферы. Однако есть регионы России, где эта проблема успешно решается. К ним относится и Самарская область. Наш собеседник - руководитель главного управления организации торгов Самарской области Мария КАРЕЛИНА .
Поиск конструктивного решения
- Мария Евгеньевна, в конце сентября по инициативе Министерства просвещения России ваше управление провело вебинар для российских регионов на тему о том, как в Самарской области осуществляются поставки продуктов питания в социальную сферу через региональный оптово-распределительный центр продовольственных товаров (специализированный склад). Расскажите об этом. И почему именно на вашу долю выпала честь поделиться опытом?
- Вебинар был организован Министерством просвещения РФ совместно с федеральным Центром мониторинга питания и имел общероссийский формат. Именно по приглашению Министерства просвещения, которое высоко оценило результаты организации бесплатного горячего питания в общеобразовательных учреждениях Самарской области, а также наш региональный проект по поставке продуктов питания через оптово-распределительный центр продовольственных товаров, мы и приняли в нём участие.
- Как возникла идея использования специализированного склада в качестве посредника на пути продуктов питания от поставщиков до учреждений бюджетной сферы? Каковы функции этого склада?
- В ноябре 2017 года широкий резонанс, в том числе на федеральном уровне, получила тема поставки некачественных продуктов питания в образовательные и социальные государственные учреждения Самарской области. Эта проблема, к сожалению, носила системный характер и связана была в первую очередь с отсутствием возможности у заказчиков организовать качественную приёмку продуктов питания на профессиональной основе.
Аналогичные проблемы, к сожалению, характерны и для других регионов Российской Федерации, а потому коллеги, как и мы, были заняты поиском конструктивного решения.
В декабре 2017 года общероссийская общественная организация "Гильдия отечественных закупщиков" внесла в реестр лучших практик опыт Вологодской области по решению этой проблемы путём создания специализированного склада. Проект вологодских коллег был включён и в число "пилотных" проектов доклада по результатам мониторинга продуктов питания в образовательных и медицинских учреждениях России, подготовленного Общероссийским народным фронтом, и в список рекомендованных практик по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации.
По результатам реализации проекта в Вологодской области специалистами были достигнуты такие положительные результаты, как снижение объёма поставок некачественных продуктов питания, повышение качества и результативности мероприятий, направленных на предотвращение участия недобросовестных поставщиков в закупках.
Изучив опыт коллег, правительство Самарской области приняло решение поддержать концепцию и запустить аналогичный проект у себя. В сентябре 2019 года главное управление организации торгов Самарской области было наделено дополнительными полномочиями по реализации проекта, методологическому сопровождению заказчиков, участвующих в нём. Были определены первые "пилотные" территории - в проект вошли учреждения образования, здравоохранения и социальной сферы, расположенные в пяти муниципалитетах.
Наведение порядка
- Как повлияла работа через специализированный склад на качество продуктов питания, закупаемых для социальных учреждений области?
- С самого начала работы проекта мы столкнулись с проблемой дефицита поставляемых в учреждения продуктов питания, поскольку поставщиками было поставлено на 56 процентов товаров меньше заявленных потребностей. При этом существенная часть продукции была возвращена поставщикам по причине её несоответствия нормативным требованиям и условиям контрактов на поставку.
В настоящее время процент приёмки поднялся до 85 процентов, но тем не менее мы отмечаем, например, сезонное ухудшение качества продуктов "борщевого набора" - картофеля, моркови, свёклы, лука, капусты - именно во втором квартале каждого года, что связано с сокращением продуктов старого урожая и более высокими ценами, чем это предусмотрено контрактами на продукцию нового урожая.
За четыре года реализации проекта специалисты специализированного склада при активном взаимодействии с управлением Роспотребнадзора по Самарской области и управлением Россельхознадзора выявили более 42 фактов поставки фальсифицированной продукции, возвращено поставщикам более полутора тысяч тонн продукции ненадлежащего качества.
Десять поставщиков, допустивших грубые нарушения при исполнении государственных контрактов на поставку продуктов питания, были включены управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области в реестр недобросовестных поставщиков.
- Можно ли сказать, что закупки продуктов питания через оптово-распределительный центр привели к повышению их эффективности для бюджетной системы?
- Основная цель проекта - повышение качества продуктов питания, поступающих в учреждения социальной сферы, предотвращение поставок в такие учреждения фальсифицированной продукции и продукции низкого потребительского свойства.
Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что бюджетные средства, предусмотренные на закупку в учреждения, являющиеся участниками проекта, продуктов питания, расходуются на товары надлежащего качества, соответствующие заявленным требованиям заказчиков. В рамках проекта полностью исключены риски закупки низкосортных и фальсифицированных продуктов, что подтверждается результатами постоянных проверок со стороны управления Роспотребнадзора по Самарской области.
Нельзя не отметить, что этапы реализации проекта пришлись на сложные периоды COVID-19 и введения внешнеэкономических санкций, что, безусловно, нашло своё отражение и в ценах на поставляемые товары.
Дополнительные гарантии качества
- Существует мнение, что государственные и муниципальные закупки через оптово-распределительный центр приводят к росту поставок от местных товаропроизводителей. Как на самом деле обстоят по этой части дела в области? Как повлияло на этот процесс использование товарного знака "Самарское качество" в качестве дополнительного критерия при оценке конкурсных предложений?
- Главное управление во взаимодействии с министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области активно привлекает местных товаропроизводителей к государственным закупкам. Особую роль в этом играет методологическая работа по разъяснению участникам закупок норм действующего законодательства о контрактной системе.
Мы на постоянной основе проводим обучающие мероприятия, мастер-классы, готовим методические рекомендации для поставщиков. Благодаря проделанной работе в закупках на поставку продуктов питания на постоянной основе принимают участие пять крупных региональных товаропроизводителей.
При проведении конкурсного отбора в качестве в одного из критериев оценки заявок участников действительно используется такой показатель, как "Наличие регионального сертификата системы добровольной сертификации" (СДС). Следует отметить, что это может быть не только СДС "Самарское качество", но и, к примеру, СДС "Вологодский продукт" и прочие региональные сертификаты, наличие которых даёт нам дополнительную гарантию качества поставляемого в рамках исполнения контрактов товара.
Тем не менее наличие данного сертификата не является решающим при выборе победителя в связи с тем, что при осуществлении процедуры оценки заявок участников закупки совокупный вес качественных и квалификационных показателей составляет всего 40 процентов, в то время как ценовой критерий - 60 процентов.
Таким образом, при определённом уровне демпинга вес качественных показателей нивелируется, и победителем может стать участник, предложивший наименьшую цену и при этом имеющий более низкий балл по качественным критериям по сравнению с остальными участниками закупки.
Поддержала Счётная палата
- Как известно, федеральный закон "О контрактной системе..." (44-ФЗ), который регулирует госзакупки для государственных и муниципальных учреждений, не предусматривает посредника в лице оптово-распределительного центра. Нет такого посредника и в типовых контрактах на закупку продуктов питания, утверждённых Минсельхозом России. Как вы решили проблему этой "пустоты" нормативно-правовой базы, проводя закупки продовольствия?
- Реализация проекта осуществляется в полном соответствии с нормами действующего законодательства. Поставщики продуктов питания, а также организация, выполняющая функции специализированного склада, определяются исключительно по итогам конкурентных процедур.
При закупке продуктов питания применяется типовой контракт, в котором в числе прочего предусматривается возможность поставки товара в адрес третьих лиц, что и происходит при реализации проекта.
Заказчиками по контрактам на закупку продуктов питания выступают сами учреждения и, безусловно, они используют типовой контракт, утверждённый приказом Минсельхоза России. Отличие от закупок со стандартным механизмом приёмки лишь в том, что поставщик, с которым у заказчика заключён контракт, везёт товар не по адресу заказчика, а на специализированный склад, где осуществляется контроль качества и дальнейшая транспортировка принятого товара конечному потребителю.
Такой механизм имеет ряд преимуществ как для заказчиков, так и для поставщиков. Поставщики освобождены от необходимости осуществлять доставку товара по адресам непосредственных заказчиков, доставка всего товара осуществляется на специализированный склад. Таким образом, значительно сокращаются логистические расходы поставщиков, особенно актуальным это является в случае необходимости поставки малого объёма товара.
Для заказчиков механизм, предусмотренный проектом,- это прежде всего контроль качества закупаемых продуктов питания, осуществляемый на профессиональной основе, исключение затрат на проведение лабораторной экспертизы качества продуктов питания, поддержка в вопросах ведения претензионной работы с недобросовестными контрагентами, гарантия заключения контрактов на закупку продуктов для учреждений, закупающих малый объём товара.
Наш проект получил широкое признание не только внутри Самарской области, но и далеко за его пределами. Дважды Самарская область становилась дискуссионной площадкой, на которой в рамках межрегиональных конференций мы делились опытом с коллегами из других регионов. В 2023 году проект "Специализированный склад" был включён в реестр лучших практик Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам.
На основании полученных результатов проведённого контрольного мероприятия деятельности нашего управления, Счётной палатой Самарской области рекомендован перевод мероприятий проекта из пилотного статуса в постоянный.
- Каковы перспективы использования системы оптово-распределительных центров при государственных и муниципальных закупках продовольствия в Самарской области?
- За четыре года реализации проекта количество его участников увеличилось с 30 до 130 учреждений, география расширилась с 5 до 15 муниципальных образований. В рамках реализации мероприятий по увеличению количества учреждений - участников проекта с января 2024 года к проекту присоединится ещё одно муниципальное образование, и количество участников составит 135 учреждений.
В перспективных планах - охватить все учреждения Самарской области, осуществляющие самостоятельную закупку продуктов питания.
ОТ РЕДАКЦИИ. По состоянию на сентябрь этого года, как свидетельствуют официальные данные управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, 20 процентов продуктов питания, поступающих в школы, больницы и другие учреждения социальной сферы региона, являются фальсифицированными. Считаем, что мириться с подобной ситуацией нельзя. Поэтому направляем этот материал губернатору Красноярского края М. М. Котюкову и председателю Законодательного Собрания А. И. Додатко с просьбой дать комментарий по существу поставленной проблемы.
Последние новости
Военные-контрактники Таймыра могут получить единовременную выплату в размере 1 355 000 рублей
Выплата будет начисляться тем, кто заключил контракт с 1 августа по 31 декабря 2024 года не менее чем на год.
В Красноярке готовятся к строительству пешеходного моста на остров Татышев
В Красноярке готовятся к строительству пешеходного моста на остров Татышев Велопешеходный мост в районе улицы Якутская на остров Татышев планируют построить к 400-летию Красноярска.
Глава Туруханского района и заместитель начальника ГУ МВД России по Красноярскому краю провели рабочую встречу
На прошлой неделе в Отделе МВД России по Туруханскому району состоялась встреча Главы района Олега Шереметьева и заместителя начальника ГУ МВД России по Красноярскому краю Алексея Запьянцева.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией