Владимир Бахарь: «Красноярский край сохранил позиции по основным финансово-экономическим показателям»
В канун нового года принято подводить итоги и строить планы на будущее. О том, как край исполнял бюджет в текущем году и куда будут направлены средства в новом бюджетном периоде,
В канун нового года принято подводить итоги и строить планы на будущее. О том, как край исполнял бюджет в текущем году и куда будут направлены средства в новом бюджетном периоде, рассказал заместитель председателя правительства – министр финансов Красноярского края Владимир Бахарь.
Владимир Бахарь, заместитель председателя правительства – министр финансов Красноярского края
– Владимир Викторович, уходящий год был непростым во всех отношениях. Как это отразилось на исполнении краевого бюджета?
– Действительно в этом году исполнение бюджетов всех уровней происходило в непростых условиях, прежде всего связанных с проведением специальной военной операции. Как мы помним, первые несколько месяцев были достаточно наряженными. Беспрецедентные ограничения в какой-то момент повлекли экономическую неопределенность, нестабильную динамику цен на цветные металлы и нефть, колебания курса рубля. Восстановление после кризиса, вызванного пандемией, ушло на второй план на фоне высоких темпов инфляции, которая в марте – апреле 2022 года достигла пиковых значений.
Вместе с тем ситуация постепенно стабилизировалась.
Принятые антикризисные меры обеспечили достаточную гибкость экономики, бесперебойную работу предприятий и что самое важное – помогли сохранить рабочие места.
К середине года уже отмечалось устойчивое исполнение бюджетов, как на федеральном, так и региональном уровне. И несмотря на все сложности, мы приняли две крупные корректировки, увеличив в целом бюджетные параметры по доходам и расходам более чем на 50 млрд рублей, а также сократили размер государственного долга на сумму более 12 млрд рублей.
Сегодня Красноярский край по-прежнему входит в десятку регионов-лидеров по основным бюджетным параметрам и наполнению федерального бюджета,
а также по таким экономическим показателям, как объем валового регионального продукта и инвестиций. Все это говорит об огромном потенциале Красноярского края, его готовности и возможности противостоять внешним вызовам.
– Как формировался бюджет на 2023–2025 годы и чем он отличается от предыдущих?
– Основной особенностью нового бюджета являются его параметры. Несмотря на сохранение некоторых ограничений, они показывают историческое значение и впервые на старте в трехлетнем периоде сформированы с превышением отметки в один триллион рублей, в том числе на 2023 год по доходам в размере 344 млрд рублей, по расходам – 389 млрд рублей.
При составлении краевого бюджета мы, с одной стороны, исходили из преемственности основных целей и задач. Среди приоритетов сохраняются реализация национальных проектов, выполнение социальных обязательств, поддержка отрасли здравоохранения, содействие комплексному развитию муниципальных образований.
С другой стороны, учитывали происходящие изменения и определяли новые акценты. Один из них – реализация инфраструктурных проектов, которые дадут краю толчок в развитии, в том числе с использованием федеральных механизмов «инфраструктурного меню». Общий объем бюджетных средств на реализацию наиболее крупных проектов за весь период составляет более 100 млрд рублей. В первую очередь, это строительство метро в Красноярске, очередной этап реконструкции перрона Красноярского аэропорта, возведение Высокогорского моста, новые автомобильные дороги, развязки и другие объекты.
Безусловно краевой бюджет отражает нашу готовность к непредвиденным ситуациям и возможность оперативного решения поставленных задач.
Для этого мы увеличили размер резервного фонда Правительства края до 4,5 млрд рублей. Также есть ряд изменений в законодательстве, которые позволят в сжатые сроки обеспечивать финансированием новые направления расходов.
И если говорить в целом, то по мере того, как будет складываться ситуация, мы готовы к уточнению наших планов и донастройке бюджета.
– Означает ли это, что у Красноярского края есть риски недополучить доходы?
– Такие риски существуют всегда. Формируя бюджет, помимо внешних санкций мы помним о высокой конъюнктурной зависимости Красноярского края, которая может иметь как положительный, так и отрицательный эффект.
Существенное влияние оказывают также изменения федерального законодательства.
Одно из главных – это отмена с 1 января 2023 года действия института консолидированных групп налогоплательщиков, которая в среднесрочной перспективе может привести к снижению налога на прибыль организаций – основного доходного источника краевого бюджета. Кроме того, федерацией приняты решения об изменении порядка учета курсовых разниц, о введении единого налогового платежа с 1 января следующего года.
Поэтому мы в постоянном режиме взаимодействуем с Министерством финансов России, налоговыми органами, нашими депутатами и сенаторами, чтобы минимизировать возможное негативное влияние на бюджет Красноярского края.
– Теперь несколько слов о расходах бюджета: какие наиболее важные, на ваш взгляд, вопросы будут решены в следующем году?
– Безусловно, все направления, финансирование которых предусмотрено в бюджете, имеют важное значение для нашего края. Но здесь я бы отметил несколько моментов.
Первое – это то, что касается наших граждан. Бюджет сохраняет свою социальную направленность.
Мы по-прежнему почти пятую часть расходов направляем на выполнение обязательств перед населением, уделяя повышенное внимание семьям с детьми. При этом по линии образования для детей предусмотрено введение дополнительных часов внеурочной деятельности, значительно расширится охват бесплатным дополнительным образованием.
Для повышения качества медицинской помощи увеличены расходы по отрасли здравоохранения, в том числе на Территориальную программу обязательного медицинского страхования, льготные лекарства, санавиацию, а также на строительство и ремонты медицинских организаций.
Важным для жителей края является решение жилищных вопросов, поэтому в бюджете заложены средства на обеспечение жильем детей–сирот, переселение из аварийного жилья и решение вопросов обманутых дольщиков.
Второе крупное направление – это поддержка наших территорий, куда в следующем году будет направлено порядка 126 млрд рублей. В приоритете выделение средств на строительство объектов, ремонты и укрепление материально-технической базы социальных учреждений, ремонт дорог, благоустройство, подготовку к зиме и целый ряд других направлений.
Третий блок вопросов это все, что связано с развитием нашего края. На указанные цели в следующем году предусмотрено порядка 70 млрд рублей, что на 18 млрд рублей превышает стартовые параметры текущего года. При этом более 40% это капитальные расходы в рамках краевого перечня строек.
– Какие планы в отношении заработной платы в бюджетном секторе?
– Как вы знаете, ежегодно, с учетом федеральных подходов и краевых решений, мы предусматриваем значительные ресурсы на увеличение заработной платы работников бюджетной сферы. В следующем году рост фондов оплаты труда составит более 17 млрд рублей в сравнении с текущим годом включая 6,4 млрд рублей на финансирование решений 2022 года и 11 млрд рублей на обеспечение новых решений, в том числе на повышение заработной платы «указным» категориям граждан и в связи с увеличением минимального размера оплаты труда с 1 января следующего года на 6,3%. Кроме того, предусмотрена ежегодная системная индексация заработной платы по другим категория работников с 1 октября 2023 года на 5,5%.
– Возвращаясь к вопросу развития нашего края – какие проекты будут реализованы в ближайшие годы, что и где мы будем строить?
– В целом в ближайшие три года запланировано строительство, реконструкция или разработка проектной документации в отношении более 190 объектов.
Строительство затронет почти все отрасли и охватит 80% муниципальных образований.
К примеру, большая программа предусмотрена в сфере образования. В планах 36 объектов, том числе 24 школы. По-прежнему особое внимание будет уделено сфере здравоохранения – здесь порядка 50 объектов. В ближайшую трехлетку запланировано открытие 6 поликлиник и 27 амбулаторий. Кроме того, появится более 100 ФАПов. Заложены средства на 19 объектов культуры, 14 объектов спорта. В бюджет вошли также свыше 30 объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, несмотря на непростые условия, мы не останавливаем строительство и продолжаем возводить объекты, где уже начались работы, подготовлена проектная документация и предусмотрены федеральные средства.
– Владимир Викторович, в завершение нашего разговора, который проходит в канун новогодних праздников, что бы вы хотели пожелать жителям нашего края?
– В этом году новогодние праздники мы встречаем с особым чувством надежды и веры в собственные силы. Поэтому пусть наступающий год принесет только добрые перемены, позволит реализовать намеченные планы и создать хороший запас прочности для достижения новых целей. А главными подарками станут счастье и благополучие в каждом доме!
Последние новости
Оказание первой помощи при переохлаждении и обморожении 12.01.2025г.
Оказание первой помощи при переохлаждении и обморожении
Меры безопасности при использовании печного отопления 12.01.2025г.
Меры безопасности при использовании печного отопления
Анализ оперативной обстановки
Анализ оперативной обстановки на территории Красноярского края по состоянию на 12.01.2025 По состоянию на 08:00 12.01.2025 года 83 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Красноярскому краю потушили 3 пожара (АППГ – 1).
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований