Аэродром «Борки»
Аэродром «Борки» Авиация сыграла огромную роль в обороне Ораниенбаумского плацдарма.
Аэродром «Борки»
Авиация сыграла огромную роль в обороне Ораниенбаумского плацдарма. На «пятачке» действовало несколько аэродромов, и два из них находились в непосредственной близости от того места, где сейчас располагается Сосновый Бор.
Чтобы попасть в Борки, нужно доехать до станции «Чайка» на электричке или же на 401, 402 или 403 автобусе почти до погранпоста – точнее, до развилки перед погранпостом.
Борки – старинная ижорская деревня, сейчас она входит в состав Лебяженского городского поселения. Там родился ижорский поэт, краевед и просветитель Виктор Того, В последние годы своей жизни он жил в Сосновом Бору, но похоронен в Борках на местном кладбище. Перед входом на кладбище находится большой мемориальный комплекс, посвященный авиаторам – голубая стена с табличками и врезавшийся в землю самолет. На табличках – не только имена летчиков, похороненных именно здесь, но и тех, чьей могилой стало море.
Статья «Аэродром Борки» публиковалась в газете «Балтийский луч» в 2020 году, №20, 25-27. Серия публикаций была посвящена 75-летию Победы.
Авторы: Галина Эдуардовна Вабищевич, научный сотрудник 12 НИО (исторический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», заведующая Музеем Авиации ВМФ при академии, член президиума региональной организации ветеранов Морской АвиацииВладимир Журавлев – военный историк, краевед, журналист, активист Ораниенбаумского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Автор нескольких научных работ по военной истории, а также серии статей «Воинская слава Ораниенбаума».
Аэродром Борки
(«Балтийский луч», 2020, №20)
Борки – оперативный аэродром морской авиации Балтийского флота, находившийся рядом с одноимённой деревней. До Великой Отечественной войны в Борках имелось одно маленькое грунтовое лётное поле, где могли временно базироваться истребители и другие лёгкие самолёты. В первые месяцы войны, в 1941 году, рядом начала строиться, а в 1942 году введена в эксплуатацию вторая взлётно-посадочная полоса для двухмоторных бомбардировщиков. Аэродром по назначению эксплуатировался почти два десятка лет – до 1959 года, затем ещё около сорока лет – до 1997 года здесь размещалась учебно-техническая база авиационно-технических учебных заведений, базировавшихся в посёлке Лебяжье.
В 2016 году администрация муниципального округа г. Ломоносов к 100‑летию гидроавиационной базы в Ораниенбауме выпустила книгу «В небе Ораниенбаума», после чего в газете «Балтийский луч» появилась серия статей, рассказывающих о деятельности морской авиации на территории Ораниенбаума и Ораниенбаумского района (современного Ломоносовского района). Появились очерки о старейших аэродромах в Ораниенбауме и Новом Петергофе, о двух аэродромах возле деревни Гора-Валдай. К 75‑летию со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне продолжим рассказ об аэродромах Ораниенбаумского плацдарма, на этот раз познакомим читателя с фронтовым аэродромом Борки.
Ораниенбаумский плацдарм образовался в сентябре 1941 года, когда противник смог прорваться к Финскому заливу на участке Новый Петергоф – Урицк (Лигово) и замкнуть кольцо блокады вокруг Ленинграда. Но советским войскам всё же удалось «зацепиться» за клочок берега на глубину 20-25 км, длиной 65 км в направлении с запада на восток от устья реки Воронка до восточной окраины Ораниенбаума. На острове Котлин в Финском заливе, напротив плацдарма, находится морская крепость и военно-морская база Кронштадт, куда в последние дни августа – начале сентября 1941 года из Таллина, уже захваченного врагом, пришли корабли Балтийского флота.
Между Ленинградом, Кронштадтом и Ораниенбаумом, кроме воздушного коридора над заливом, сохранилась другая связующая нить – морской фарватер. Перед авиацией противника стояла задача сломить оборону плацдарма и Кронштадта, подавить нашу береговую и корабельную артиллерию, ударами с воздуха уничтожить Балтийский флот. Случись это, корабли немецко-финских морских сил прорвались бы в Невскую губу и полностью блокировали Ленинград с моря. Поэтому, наряду с воздушной разведкой, одной из главных задач нашей морской авиации стала противовоздушная оборона Ораниенбаумского плацдарма и военно-морской базы Кронштадт. Другой важнейшей задачей, поставленной ВВС Балтийского флота, стало подавление дальнобойной артиллерии противника в районе Пушкин – Красное Село – Стрельна, систематически обстреливающей город и морской фарватер. После наступления морозов нельзя было допустить выхода вражеских войск на лёд Финского залива.
На южном берегу Финского залива к середине сентября 1941 года осталась единственная, не занятая врагом, авиабаза с гидроаэродромом Гора-Валдай, где собрали остатки летающих лодок МБР‑2, и ещё оперативный аэродром в Борках. К западу от крепости Кронштадт на острове Котлин имелся аэродром Бычье Поле. Два последних спешно достраивались в первые месяцы войны.
Аэродром Борки числился в перечне аэродромов морской авиации с 1939 года, но был плохо приспособлен для приёма самолётов. Кроме маленького грунтового лётного поля овальной формы 900 на 700 метров, до Великой Отечественной войны там не было почти ничего. На поле могли садиться только лёгкие самолёты, так что в 1941 году этот аэродром использовался ограниченно. Но в годы войны аэродром Борки стал одним из двух главных фронтовых аэродромов Ораниенбаумского плацдарма.
Аэродром расположен на территории Лебяженского городского поселения к юго-западу от одноимённой деревни Борки (упразднённой), теперь окружённой и вытесненной садовыми товариществами. Добраться туда можно с Балтийского вокзала в Петербурге электричкой на Калище, остановочный пункт «Чайка», а там немногим более километра пройти пешком по старой булыжной дороге. Но проще доехать через Ораниенбаум на машине. Перед въездом в посёлок Лебяжье имеется пункт пограничного пропуска, за ним налево будет съезд на ту самую дорогу в Борки и к мемориалу «Крылья». В настоящий момент с большим трудом можно обнаружить следы военного времени, останки землянок и капониров, которые находились к северо-западу и к югу от лётного поля. Теперь оно представляет собой кочковатую, заросшую кустарником местность, отчасти заболоченную из-за того, что на протекающем рядом ручье после войны была сделана запруда.
Галина Вабищевич, Владимир Журавлёв.
Продолжение следует.
Авиация сыграла огромную роль в обороне Ораниенбаумского плацдарма. На «пятачке» действовало несколько аэродромов, и два из них находились в непосредственной близости от того места, где сейчас располагается Сосновый Бор.
Чтобы попасть в Борки, нужно доехать до станции «Чайка» на электричке или же на 401, 402 или 403 автобусе почти до погранпоста – точнее, до развилки перед погранпостом.
Борки – старинная ижорская деревня, сейчас она входит в состав Лебяженского городского поселения. Там родился ижорский поэт, краевед и просветитель Виктор Того, В последние годы своей жизни он жил в Сосновом Бору, но похоронен в Борках на местном кладбище. Перед входом на кладбище находится большой мемориальный комплекс, посвященный авиаторам – голубая стена с табличками и врезавшийся в землю самолет. На табличках – не только имена летчиков, похороненных именно здесь, но и тех, чьей могилой стало море.
Статья «Аэродром Борки» публиковалась в газете «Балтийский луч» в 2020 году, №20, 25-27. Серия публикаций была посвящена 75-летию Победы.
Авторы: Галина Эдуардовна Вабищевич, научный сотрудник 12 НИО (исторический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», заведующая Музеем Авиации ВМФ при академии, член президиума региональной организации ветеранов Морской АвиацииВладимир Журавлев – военный историк, краевед, журналист, активист Ораниенбаумского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Автор нескольких научных работ по военной истории, а также серии статей «Воинская слава Ораниенбаума».
Аэродром Борки
(«Балтийский луч», 2020, №20)
Борки – оперативный аэродром морской авиации Балтийского флота, находившийся рядом с одноимённой деревней. До Великой Отечественной войны в Борках имелось одно маленькое грунтовое лётное поле, где могли временно базироваться истребители и другие лёгкие самолёты. В первые месяцы войны, в 1941 году, рядом начала строиться, а в 1942 году введена в эксплуатацию вторая взлётно-посадочная полоса для двухмоторных бомбардировщиков. Аэродром по назначению эксплуатировался почти два десятка лет – до 1959 года, затем ещё около сорока лет – до 1997 года здесь размещалась учебно-техническая база авиационно-технических учебных заведений, базировавшихся в посёлке Лебяжье.
В 2016 году администрация муниципального округа г. Ломоносов к 100‑летию гидроавиационной базы в Ораниенбауме выпустила книгу «В небе Ораниенбаума», после чего в газете «Балтийский луч» появилась серия статей, рассказывающих о деятельности морской авиации на территории Ораниенбаума и Ораниенбаумского района (современного Ломоносовского района). Появились очерки о старейших аэродромах в Ораниенбауме и Новом Петергофе, о двух аэродромах возле деревни Гора-Валдай. К 75‑летию со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне продолжим рассказ об аэродромах Ораниенбаумского плацдарма, на этот раз познакомим читателя с фронтовым аэродромом Борки.
Ораниенбаумский плацдарм образовался в сентябре 1941 года, когда противник смог прорваться к Финскому заливу на участке Новый Петергоф – Урицк (Лигово) и замкнуть кольцо блокады вокруг Ленинграда. Но советским войскам всё же удалось «зацепиться» за клочок берега на глубину 20-25 км, длиной 65 км в направлении с запада на восток от устья реки Воронка до восточной окраины Ораниенбаума. На острове Котлин в Финском заливе, напротив плацдарма, находится морская крепость и военно-морская база Кронштадт, куда в последние дни августа – начале сентября 1941 года из Таллина, уже захваченного врагом, пришли корабли Балтийского флота.
Между Ленинградом, Кронштадтом и Ораниенбаумом, кроме воздушного коридора над заливом, сохранилась другая связующая нить – морской фарватер. Перед авиацией противника стояла задача сломить оборону плацдарма и Кронштадта, подавить нашу береговую и корабельную артиллерию, ударами с воздуха уничтожить Балтийский флот. Случись это, корабли немецко-финских морских сил прорвались бы в Невскую губу и полностью блокировали Ленинград с моря. Поэтому, наряду с воздушной разведкой, одной из главных задач нашей морской авиации стала противовоздушная оборона Ораниенбаумского плацдарма и военно-морской базы Кронштадт. Другой важнейшей задачей, поставленной ВВС Балтийского флота, стало подавление дальнобойной артиллерии противника в районе Пушкин – Красное Село – Стрельна, систематически обстреливающей город и морской фарватер. После наступления морозов нельзя было допустить выхода вражеских войск на лёд Финского залива.
На южном берегу Финского залива к середине сентября 1941 года осталась единственная, не занятая врагом, авиабаза с гидроаэродромом Гора-Валдай, где собрали остатки летающих лодок МБР‑2, и ещё оперативный аэродром в Борках. К западу от крепости Кронштадт на острове Котлин имелся аэродром Бычье Поле. Два последних спешно достраивались в первые месяцы войны.
Аэродром Борки числился в перечне аэродромов морской авиации с 1939 года, но был плохо приспособлен для приёма самолётов. Кроме маленького грунтового лётного поля овальной формы 900 на 700 метров, до Великой Отечественной войны там не было почти ничего. На поле могли садиться только лёгкие самолёты, так что в 1941 году этот аэродром использовался ограниченно. Но в годы войны аэродром Борки стал одним из двух главных фронтовых аэродромов Ораниенбаумского плацдарма.
Аэродром расположен на территории Лебяженского городского поселения к юго-западу от одноимённой деревни Борки (упразднённой), теперь окружённой и вытесненной садовыми товариществами. Добраться туда можно с Балтийского вокзала в Петербурге электричкой на Калище, остановочный пункт «Чайка», а там немногим более километра пройти пешком по старой булыжной дороге. Но проще доехать через Ораниенбаум на машине. Перед въездом в посёлок Лебяжье имеется пункт пограничного пропуска, за ним налево будет съезд на ту самую дорогу в Борки и к мемориалу «Крылья». В настоящий момент с большим трудом можно обнаружить следы военного времени, останки землянок и капониров, которые находились к северо-западу и к югу от лётного поля. Теперь оно представляет собой кочковатую, заросшую кустарником местность, отчасти заболоченную из-за того, что на протекающем рядом ручье после войны была сделана запруда.
Галина Вабищевич, Владимир Журавлёв.
Продолжение следует.
Последние новости
В Красноярске проверили работу Кирпичного завода
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/. Во время действия режима неблагоприятных метеоусловий инспекторы экологического надзора проверили работу ООО «Первый кирпичный завод», расположенного в Железнодорожном районе.
Михаил Котюков принял участие в работе Госсовета, где подвели итоги Года семьи
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/. Участники Государственного Совета под председательством президента России Владимира Путина обсудили, какие дополнительные федеральные меры поддержки необходимы,
Анализ оперативной обстановки на территории г. Сосновоборска Красноярского края по состоянию на 21.12.2024
Анализ оперативной обстановки на территории Красноярского края по состоянию на 21.12.2024 По состоянию на 08:00 21.12.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения
На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Ленинске-Кузнецком на выгодных условиях