Актёр Михаил Галкин: "Ширма и куклы - это моё"
В Красноярский театр кукол возвратился некогда ведущий актёр коллектива Михаил Галкин.
В Красноярский театр кукол возвратился некогда ведущий актёр коллектива Михаил Галкин. Что же стало причиной его отъезда и возвращения? Об этом, а также о многом другом, связанном с творчеством, мы поговорили с Михаилом Александровичем.
- Отработав в Красноярске почти 15 лет, вы вдруг тихо и незаметно для зрителей исчезли из театра. Что же произошло? Ходили слухи, что вами заинтересовался Питер?
- Всего лишь слухи. Виной всему чисто семейные проблемы. В Новосибирске подрастала дочь, а родители оставили квартиру. Честно доработал в Красноярске до конца сезона и уехал. Что касается Питера, то я, на самом деле, не люблю большие города. Последним же моим спектаклем в Красноярске была "Пиковая дама", которую тогда ставил Сергей Иванников.
- Сразу были приняты в новосибирскую труппу?
- А куда ещё, если я кукольник? Родители купили квартиру в центре города, а их квартира осталась мне. Знакомый район, школа через дорогу, педагоги, которые ещё меня учили и мою сестру. Поехал, чтобы у дочки не было проблем с жильём, со школой. Опять же - мои родные места.
- Вы родом из Новосибирска?
- Нет, я родился в Томске. Даже не самом Томске, а в закрытом Северске. Потом уже переехал в Томск, где жил до восьми лет, а затем мы перебрались в Новосибирск.
- В Томске ведь шикарный театр - почему после училища попали не туда?
- Да, замечательный. Когда я там жил, ещё работал знаменитый Роман Виндерман. Когда оканчивал училище, на дипломные экзамены приехал из Красноярска директор театра Александр Берегов, с которым мы сразу договорились. Тогда же приехала сюда моя однокурсница Галина Качаева. Вдвоём было не так страшно на новом месте.
- Почему выбор пал на театр кукол? Ведь с вашей внешностью и поставленным голосом можно было попробовать себя и в драме?
- Я ведь и в училище попал совершенно случайно. После девятого класса моя одноклассница захотела поступать в театральное, а поскольку одной было страшновато, попросила поддержать меня и другого одноклассника. Мы согласились подурковать: прельстила сама идея. Пришли - и оба поступили. Пригласили на куклы - понравилось.
Что касается драмы, то я только ширмовик, некомфортно себя чувствую живым планом. Не знаю, почему. Ширма, куклы - моё. Может, чувствую неуверенность?
- Тем не менее современный театр кукол больше использует открытую форму?
- К сожалению, меня это несколько расстраивает. Хотя сейчас это везде как неизбежность.
- Поменяли Красноярск на Новосибирск? Как вас там встретили?
- Нормально. Все знакомые.
- Где было интереснее работать - здесь или там?
- Сложно говорить. В Новосибирске всё-таки больше чистых классических спектаклей, пока ещё больше упор на куклу. Но это, к сожалению, уходит и оттуда. Боюсь за перспективы новосибирцев, не очень понимаю, куда они движутся. Хорошие актёры, но вечные проблемы с режиссёрами.
С другой стороны, по мастерству Красноярск всё-таки будет повыше: набрали хороших ребят, такого обилия замечательных голосов - от высоких до чуть ли не басов - давно не слышал. Голос ведь важен для театра кукол, но ещё важнее уметь им пользоваться.
- Что вас больше привлекает - детский или взрослый репертуар?
- Особо не задумывался. Главное, чтобы была хорошая кукла, режиссёр хороший, с которым интересно работать, а остальное неважно. Если ты погружаешься в роль, образ, куклу, тебе всё равно, "Колобок" это, пятый грибок слева или "Ромео и Джульетта".
Помню, когда к нам приезжал режиссёр Юрий Фридман, с ним работалось очень весело. Интересно было работать и с Людвигом Устиновым, и с Владимиром Гусаровым. Серёжа Иванников - это вообще песня. Ставили мы с ним "Сказку о Курочке Рябе". Его "Мирабель" была первым спектаклем на чистой марионетке - тяжело, но интересно.
- Какую дипломную работу вы показывали?
- Спектакль "Абрикосовое дерево", автора пьесы не помню, ставил актёр Новосибирского театра кукол, а вторым дипломом был "Аистёнок и Пугало" Либуше Лопейской и Ганки Крчуловой, где я играл Страшко. Приятно вспомнить, что нас хорошо научили самостоятельно делать и декорации, и кукол. Существовал специальный предмет - "технология производства кукол", начиная с папье-маше и заканчивая механикой.
Смешно на самом деле было, когда в "Абрикосовом дереве" играл старого Хачатура. Восемнадцатилетний пацан, голос высокий - в роли деда. Это сейчас у меня низкий голос, а тогда всё было по-другому. Поначалу, когда пришёл в театр, меня поставили на детские, подростковые роли. После училища ничего хорошего не было, поэтому голос пришлось ставить самостоятельно на спектаклях.
- Действительно, вы выделялись в театре своим хорошо поставленным голосом. Запомнился спектакль с вашим участием "Куда ты, жеребёнок"?" по пьесе Рады Московой.
- На самом деле это был один из первых моих спектаклей.
- Как вас приняли в Красноярске в первый ваш приход в труппу?
- Очень хорошо. Без особых проблем. Сразу ввели во многие спектакли. Помню, как Олег Ипатьев (актёр театра, трагически погиб в мае 2011 года.- Прим. ред.) вводил меня в "Приключения Буратино" на Пьеро: "Куклу подержи! Что стоишь? Иди!" И всё... Тяжелее всего было играть Валера в "Лекаре поневоле" Мольера. Господи! Кто же там столько папье-маше в голову накидал, если она перевешивает?..
- Популярный вопрос: руку для работы с такого рода куклами тренируете?
- Когда ты постоянно занят, всё приходит. Главное, научиться держать уровень или, иначе говоря, пол. Хочешь не хочешь, а научишься. Специальных тренировок нет.
- Кто тогда был главным режиссёром?
- Его не было, а исполняющим обязанности был заслуженный артист России Александр Иванович Кикоть.
- Как с ним работалось?
- Замечательно! У нас с ним сразу сложились нормальные отношения. Хотя, конечно, характер тяжёлый. (Смеётся.) Не знаю, может, он тогда воспринимал меня как ученика? Вообще в труппе тогда был хороший состав: Олег Мусихин, Галя Микова, Таня Сёмкина, Валя Бернгард, Алла Курасова, Володя Ясинский. Словом, многие работают и сейчас. Потом уже к нам пришёл Лёша Беляев.
- Какие спектакли из огромного послужного списка вам запомнились?
- Играть приходилось по 2-3 роли, а так как я был занят во всём репертуаре, то сказать, что запомнилось, сегодня непросто. Запомнил, наверное, всё. Если сейчас меня выпустить на сцену в тех декорациях, то вспомню и сыграю любой их тех спектаклей.
До сих пор помню "Чёрную курицу" на немецком языке, с которой мы гастролировали в Германии. В Австрию мы возили "Ромео и Джульетту". А до моего прихода театр выезжал то ли в Болгарию, то ли ещё куда-то.
Мне повезло. Едва я пришёл в театр, меня сразу ввели в "Ромео и Джульетту", и буквально через полгода поехали в Австрию. Для меня свидание с заграницей, да ещё и с капиталистической страной, стало шоком. Тогда даже Польша казалась очень развитой страной.
- Семь десятков ролей - это для вас много или мало?
- Думаю, у Кикотя больше. (Смеётся.) Но если брать ещё и Новосибирск, то сотни полторы будет. С одними и теми же спектаклями, но разных театров, бывают смешные казусы. Однажды с "Машей и Медведем" выезжали на какой-то фестиваль, кажется, в Краснодар. Получилось - три "Машеньки" с одним режиссёром, одним художником. Собственно, кто-то один мог привезти декорацию и кукол - и всё. Три клонированных спектакля.
- Тринадцать лет в Новосибирске?..
- Но всё равно тянуло в Красноярск. Детство моё прошло в Томске, который в чём-то схож с Красноярском, хотя, конечно, поменьше. Новосибирск, если признаться, ещё с детства мне не слишком нравился: слишком большой, серый, растянутый. Опять же там нет таких сопок, как у нас, в Красноярске, и тем более Столбов. Дочка школу окончила, переехала в Абакан, к жениху, а учиться будет заочно на психолога в Новосибирске. Мы с женой решили, что лучше Красноярск.
- Лично для меня было неожиданностью, когда, открыв программку премьерного спектакля "Мифы", увидел вашу фамилию.
- Сразу ввели в "Машу и Медведя". Почувствовал родную стихию. Потом вроде как будет "Теремок". Здесь все роли разобраны: три Машеньки, три Медведя. (Смеётся.)
- Вспоминаете весёлые эпизоды из закулисной жизни, коих, насколько я знаю, всегда в жизни актёров многовато?
- Отдельная история - то, с каким упоением Александр Иванович Кикоть пел песню Кота в сказке "Я - цыплёнок, ты - цыплёнок". Жаль, этого не видели зрители, иначе они бы смотрели только на артиста.
Третий спектакль "Ещё раз про Красную Шапочку" во время июньской поездки по пионерским лагерям. Волка играет Олег Ипатьев, у которого день рождения. Волк переодевается в бабушку, встречает Красную Шапочку: "Внученька, плохо мне, дай лекарства! Там, за шкафчиком..." Выходит со склянкой, а в это время Олег Мусихин подаёт Олегу Ипатьеву полстакана водки. Волк выпивает, соответственно, лекарство, артист - водку. Это был первый на моей памяти случай, когда бабушка сказала: "Внученька, дай ещё!"
- Чего ожидаете дальше?
- Работать, работать, работать... Думаю, ролями обеспечат. Всё будет. Я - исполнитель, актёр и должен сделать с куклой так, чтобы детям было интересно. Чтобы кукла была не просто таскательным предметом, важнее - образ, который удастся создать. Пока вроде бы получается.
Наша справка
Михаил Александрович ГАЛКИН. Артист-кукловод Красноярского театра кукол. В 1994 году окончил Новосибирское театральное училище по специальности "Актёр театра кукол". Весной того же года был принят в труппу Красноярского театра кукол, где прослужил до 2009 года. В его репертуаре около 70 ролей, среди которых - "Чёрная курица" (Алёша), "Ночь перед Рождеством" (Вакула), "По щучьему веленью" (Емеля), "Ромео и Джульетта" (Тибальд), "Иван Царевич и серый волк" (Волк, король, султан), заглавные роли в спектаклях "Слонёнок", "Приключения Буратино", "Приключения чертёнка Лютика", "Лисёнок Плут", "Кот и мыши".
С 2010 по 2022 год работал в Новосибирском областном театре кукол. За это время принял участие во многих спектаклях: "Когда папа вернётся с войны", "О Красной Шапочке", "Собака Пёс", спектакле-игре "Светофор-волшебник" по произведениям Агнии Барто.
С 11 августа 2022 года вновь в труппе Красноярского театра кукол.
Последние новости
Иркутские хирурги первыми в России провели уникальную операцию на кисти руки
Врачи уже провели первую операцию. Врачи микрохирургического отделения Иркутской областной клинической больницы совершили настоящий прорыв в медицине.
В 2024 году в Красноярском крае более 1440 детей-сирот получили жилье
В этом году в Красноярском крае 1399 детей-сирот обеспечены жильём на сумму 4,6 млрд рублей.
Семинар с администраторами и государственными гражданскими служащими судов и судебных участков Красноярского края
20 декабря 2024 года Управлением Судебного департамента в Красноярском крае (далее – Управление) проведен семинар в очной форме с администраторами судов,
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку