Евгений Стодушный: Мы формируем музыкальный опыт в повседневной жизни людей
Зритель привык за последние годы к звездным именам в афише Красноярской краевой филармонии, как и к разнообразию концертов местных исполнителей.
Зритель привык за последние годы к звездным именам в афише Красноярской краевой филармонии, как и к разнообразию концертов местных исполнителей.
«Курентзис в Красноярске, билеты пока есть!» — но лучше поторопиться, скоро их раскупят. А еще обязательно нужно попасть на Полунина, Мацуева, на Транссибирский арт-фестиваль. Зритель привык за последние годы к звездным именам в афише Красноярской краевой филармонии, как и к разнообразию концертов местных исполнителей.
Масштабные и значимые собственные проекты, которые здесь запущены, во многом изменили культурный ландшафт региона. Как совмещать гастроли мировых звезд и их доступность для широкого зрителя? Или превратить поход в филармонию в событие, которое планируют задолго и потом так же долго обсуждают? Об этом разговариваем с Евгением Стодушным, генеральным директором Красноярской краевой филармонии .
В должности нового руководителя филармонии вы развивали несколько стратегически важных направлений. Гастроли ярких исполнителей — самое заметное, но далеко не единственное. На что еще был направлен фокус внимания и что спустя пять лет вы осознаете как самый серьезный вызов?— Необходимо было сделать многое: укреплять кадровый потенциал, привлекать дополнительное финансирование… Но главным управленческим вызовом оказалось внедрение долгосрочного планирования. Этот инструмент позволяет включать в афишу востребованных артистов.
Есть и не столь очевидное преимущество — возможность продвигать сложные высокохудожественные программы. При этом мы можем привлечь внимание не только подготовленного зрителя с глубоким культурным бэкграундом, но и более массовую аудиторию. Если хотите, это своего рода миссионерская деятельность по популяризации академической музыки. В результате растет качество культурного досуга жителей и гостей края.
Однако при внедрении долгосрочного планирования неизбежны сложности. Внутренние зависят от самой организации: скорость принятия решений, квалификация специалистов, их готовность к изменениям. Влияют и внешние факторы, например пандемия или изменение геополитической ситуации.
Сегодня наш горизонт планирования — год-полтора, стремимся выйти на трехлетний цикл.
Еще о планировании. Как это происходит в концертной деятельности?— Мы стараемся не включать в календарь мероприятия меньше чем за три месяца. 90 дней — оптимальный срок для запуска рекламной кампании, формирования интереса у зрителей. Это в теории. А на практике бывают и экстраординарные исключения. Например, всего четыре дня потребовалось на подготовку и полную продажу билетов с момента согласия известного дирижера Валерия Гергиева выступить в нашем Большом концертном зале.
Долгосрочные же концертные планы базируются на отработанной структуре сезона: абонементах, фестивалях, праздничных концертах. Обычно подготовка основных событий грядущего сезона заканчивается к 1 февраля, когда мы анонсируем абонементы.
Точка равновесия Филармония — госучреждение, которое ведет коммерческую деятельность. Как удается совмещать необходимость следовать госзаданию с коммерческой успешностью?— Основной приоритет государственного задания — это количество привлеченных слушателей. Он у нас самый высокий среди театрально-зрелищных учреждений края — более 320 тыс. зрителей. Это и один из самых успешных показателей в России.
В переводе на язык бизнеса ваш KPI — количество проданных билетов. Но у учреждения культуры дело ведь не только в прибыли…— Главное здесь — найти точку равновесия между ценой билета и максимальным спросом. С одной стороны, культурный досуг не должен быть только элитарным, доступным немногим. С другой — стимулировать спрос, запуская в продажу сверхдешевые билеты, — это обесценивать труд артистов.
В целом наш подход себя оправдывает. За пять лет доходы от оказания платных услуг выросли практически вдвое. Сейчас они достигли 156 млн рублей. Средства затем инвестируются в основную деятельность. Это обеспечивает жителей края более чем 1200 концертными выступлениями в год.
Есть ли у филармонии сторонние партнеры? Какие внебюджетные источники удается привлекать?— Управленческий подход, который демонстрирует филармония, понятен и прозрачен для бизнес-партнеров. Это позволяет говорить с ними на одном языке и привлекать в качестве дополнительных источников поддержки не только федеральные программы и гранты, но и средства корпоративных спонсоров. Без них были бы невозможны такие масштабные события, как фестиваль Дмитрия Хворостовского, Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета, творческая резиденция Теодора Курентзиса и многое другое.
Хороший климат для работы с корпоративными партнерами создает краевая культурная политика. Поддержка искусства со стороны руководства региона помогает воплощать не только в Красноярске, но и в городах края проекты столичного уровня. В итоге Владимир Спиваков выступает в Ачинске, Юрий Башмет — в Железногорске, Вадим Репин — в Канске.
Какие яркие события нам ждать в ближайшее время?— Весна будет насыщенной как никогда. Мы ждем концерт артиста балета Сергея Полунина. Творческий вечер Никиты Михалкова, выступающего в таком формате чрезвычайно редко. И юбилейный X Транссибирский арт-фестиваль, который пройдет в Красноярске с 10 по 28 марта. И все это только в первый месяц весны!
Эндаумент-фонд: поддержка на десятилетия Как еще привлекать средства в культуру, кроме продажи билетов и спонсорских контрактов?— Оборота филармонии достаточно, чтобы сейчас обеспечивать успешную творческую деятельность. Но если говорить о развитии музыкальной культуры в горизонте 10, 25, 50 лет, то останавливаться на достигнутой «производственной мощности» нельзя.
В этом году Красноярская филармония первой среди российских концертных организаций запускает эндаумент-фонд. Эта распространенная мировая практика поддержки культурных институций за счет средств эндаумента должна стать залогом развития учреждения в следующие десятилетия.
В чем заключается принцип работы фонда?— Целевые взносы не используются напрямую на текущие творческие инициативы. Средства сначала передаются в управляющую компанию, обеспечивающую их инвестирование. А уже доходность от таких инвестиций идет непосредственно на уставные цели: поддержку молодых талантов, проведение знаковых музыкальных событий, привлечение лучших творческих кадров в творческие коллективы. Корпоративные партнеры или частные меценаты, сделав вклад единожды, по сути, обеспечивают поддержку культуры региона на десятилетия вперед!
Без микроменеджмента Как формируется творческая политика филармонии? Насколько директор в целом вмешивается в творческие процессы?— Руководитель филармонии должен создавать условия для творчества: планировать финансовые и временные ресурсы, обеспечивать административную поддержку. Вмешиваться в творческие процессы — все равно что заниматься микроменеджментом.
Привилегия руководителя — предлагать команде набор ценностей, формировать стратегию. В Красноярской филармонии это стремление дать нашей публике доступ к максимальному разнообразию музыкальных жанров в лучшем из возможных исполнений.
Важная задача творческой политики — баланс между мероприятиями собственных коллективов и приглашенных гастролеров. Филармония не может быть только концертным агентством, обеспечивающим приезд звезд. Мы ответственны за формирование зрительской среды в городе, состоящей из людей, для которых музыкальный опыт — важная часть повседневной жизни.
Автор: Петр СавельевПоследние новости
В Красноярске проверили работу Кирпичного завода
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/. Во время действия режима неблагоприятных метеоусловий инспекторы экологического надзора проверили работу ООО «Первый кирпичный завод», расположенного в Железнодорожном районе.
Михаил Котюков принял участие в работе Госсовета, где подвели итоги Года семьи
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/. Участники Государственного Совета под председательством президента России Владимира Путина обсудили, какие дополнительные федеральные меры поддержки необходимы,
Анализ оперативной обстановки на территории г. Сосновоборска Красноярского края по состоянию на 21.12.2024
Анализ оперативной обстановки на территории Красноярского края по состоянию на 21.12.2024 По состоянию на 08:00 21.12.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения