02.09.2022

Доклад руководителя управления образования администрации Балахтинского района К.А. Кузьмина

Доклад руководителя управления образования администрации Балахтинского района К.А.

Доклад руководителя управления образования администрации Балахтинского района К.А. Кузьмина на педагогическом августовском совете, проходившем в районе 26 августа

Уважаемые участники педагогического совета!

Прежде всего, разрешите поздравить всех с наступающим новым учебным годом, пожелать здоровья, реализации планов и ожиданий, свойственных любому новому учебному году. А это новый год будет особенным.

1 сентября 2022 год сделает жизнь учителей, учеников и родителей другой. В этот день вступают в силу поправки в закон «Об образовании в РФ», предусматривающие ряд нововведений. Изменения коснутся не только образовательного процесса – сама жизнь в школе обещает стать иной.

День знаний в 2022 году начнется с поднятия государственного флага РФ и исполнения государственного гимна нашей страны. Так будет начинаться каждая неделя. Инициативу, напомню, поддержал Владимир Путин. По его словам, поднятие флага и исполнение гимна – это правильно и востребовано. Но нужно, чтобы это делалось достойно.

Одно из самых главных изменений: с 1 сентября в школах акцент будет делаться на практическое применение знаний. Уже в младших классах дети начнут изучать финансовую грамотность. Если родители захотят и напишут соответствующее заявление, в расписание уроков ребенка включат второй иностранный язык. По некоторым дисциплинам вводятся базовый и углубленный уровни обучения. В образовательных стандартах обновлены предметные результаты по технологии, математике и информатике.

В наступающем учебному году всероссийские проверочные работы (ВПР) в обязательном порядке будут писать ученики 7 и 8 классов. Для каждой школы комплекты заданий выберут случайным образом, это должно исключить списывание школьниками. А уже в следующем году нужно готовиться к новым ВПР. Причина проста: обновленный федеральный государственный стандарт основного общего образования содержит параметры для базового и углубленного уровня. Следовательно, вскоре будут поэтапно введены ВПР по программам углубленного изучения предметов.

Школьники, которые не сдали ОГЭ, с нового учебного года могут либо остаться на второй год в 9-м классе, либо готовится к переэкзаменовке самостоятельно. При втором варианте потребуется согласие родителей, а в исключительных случаях – заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Расписание уроков с 1 сентября будет выглядеть по-другому – в нем появятся новые предметы, в том числе те, которые не имеют прямого отношения к освоению школьной программы, но связанные с воспитанием личности. Так или иначе, изменения в расписании продиктованы новыми ФГОСами, где особое внимание уделено истории.

История появится уже в 1 классе. В Министерстве просвещения РФ уверены, что это поможет сохранить историческую память. Для преподавания предмета учителя должны использовать все возможности образовательной программы. Историческая компонента в начальной школе будет усилена на уроках «Окружающий мир» и «Основы религии и светской этики». Истории будет больше и в 10–11 классах, в которых вводится курс «Россия – моя история», дополнительных часов на курс «Россия – моя история» выделять не планируется. Предполагается, что он станет частью блока «Россия в мире».

С этой же целью – сохранения исторической памяти – с 1 сентября в школах появятся киноуроки, на которых ученики будут смотреть и обсуждать художественные и документальные фильмы. В России действует большой проект «Киноуроки», снято 42 фильма для детей разного возраста – для начальной, средней и старшей школы. К каждой ленте создается методическое пособие для учителя, предлагающее способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающее авторский замысел содержания. В методичке расставлены все необходимые акценты при формировании восприятия школьниками вводимого на киноуроке понятия или качество личности. Какие это понятия и качества? Отзывчивость, патриотизм, мужество, радость за другого, верность идеалам, бескорыстие, честь и честность и многие другие.

Связанными с киноуроками кажутся и «Разговоры о важном». Такой формат классных часов, посвященных ценностям российского общества, вводится с 5 сентября. Новые классные часы статут неотъемлемой частью программы воспитания в школах и могут проводиться в разных форматах в зависимости от возраста учеников. Центральными темами «Разговоров о важном» станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др. Среди возможных форм – дискуссии по итогам просмотренного фильма, квиз, общение с экспертом по теме определенного классного часа.

Также скорректировали Федеральный перечень учебников. Из него исключили 900 пособий, включили новые, соответствующие новым стандартам, в том числе учебники для учеников с ОВЗ, а также по национальным языкам народов России – алтайскому, адыгейскому, татарскому, чувашскому. Учебники по новым ФГОС уже поступили в школы.

С 1 сентября принципиально изменится подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Создадут закрытый банк с темами, который будет комплектоваться на основе тем прошлых лет. Перед началом учебного года опубликуют названия разделов и подразделов и комментарии к ним. Также будет опубликован образец комплекта тем итогового сочинения. Изменение принципа работы, позволит уйти от шаблонных сочинений и будет стимулировать учеников самостоятельно писать творческие работы на любую тему.

Президент Владимир Путин поручил поэтапно обеспечить до 1 сентября 2023 года горячим питанием учеников всех образовательных учреждений России. Новшество в том, что с 1 сентября горячим питанием должны быть обеспечены все младшеклассники. Чтобы добиться стопроцентного охвата, в 2022 году правительство РФ направило в регионы более 63,2 млрд рублей.

С сентября 2022 года запускается Проект «Школа Минпросвещения России», главной целью проекта «Школа Министерства просвещения России» – создание равных условий для реализации идеологии единого образовательного пространства для каждого школьника независимо от социальных и экономических факторов, его места проживания, достатка семьи, укомплектованности образовательной организации, её материальной обеспеченности.

С целью внедрения цифровой образовательной среды – создания равных условий для получения качественного образования на всей территории России с 1 сентября 2022 года заработает единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам ФГИС «Моя школа». Уже сегодня тестирование функционала платформы проходит в 15 пилотных регионах Российской Федерации. Пользоваться «Моей школой» смогут учащиеся, их родители, педагоги и другие сотрудники образовательных организаций, органы государственной власти и местного самоуправления, а также поставщики цифрового образовательного контента и сервисов, включая издательства учебной литературы.

Основные подсистемы ФГИС «Моя школа» будут включать в себя:

электронные журналы и электронные дневники; библиотеку верифицированного цифрового образовательного контента; персональные и групповые каналы связи пользователей, в том числе в режиме чатов и видеоконференцсвязи; учебные задания, ключи правильных ответов, критерии проверки для проведения диагностических работ; возможность проведения диагностических работ в системе и расчет их результатов; трансляцию цифровых образовательных решений, а также мониторинг их применения.

НЕМАЛОВАЖНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ системы образования района является приведение существующих зданий образовательных организаций в соответствие с современными требованиями. Таким мероприятием традиционно является подготовка к началу нового учебного года. Всем известно, что это работа не одного дня, а результат совместных усилий администрации района, коллективов учреждений, направленных на обновление инфраструктуры школьного образования. В рамках мероприятий по программе устранения предписаний надзорных органов через Министерство образования Красноярского края мы смогли сделать ремонт полов, заменить приборы освещения и оконных блоков в учреждениях нашего района. С объемом финансирования и софинансирования более 3млн 200 тыс. рублей.

Были проведены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности в 10 школах районах на общую сумму 3млн 854 тыс. руб.

В летний период подготовки в 3 школах района были исполнены решения суда по замене ограждения, уличного освещения и монтажа видеонаблюдения за счет средств района на сумму 4 млн 733 тыс. рублей.

Каждый год Балахтинский район участвует в реализации мероприятий государственной программы Красноярского края «Содействие развитию местного самоуправления». Благодаря Краевой субсидии и софинансирования в размере 8 млн 688 тыс. руб., завершается ремонт пищеблока в Ровненской школе и стены спортивного зала в ДЮСШ.

Сделана большая работа по созданию «Точек роста» в рамках национального проекта «Образование» в Ровненской, Большесырской, Огурской и Балахтинской школ с общим объемом финансирования мероприятий на ремонт и закупку оборудования 9 млн 406 тыс. руб.

Каждый год обновляется учебная литература за счет средств Краевой субвенции на общую сумму 4млн 104 тыс. руб..

В рамках подготовки наших учреждений к новому учебному году за счет средств бюджета Балахтинского района проведены мероприятия на общую сумму 4 млн 605 тыс. руб. Общий итог финансирования: 38 млн 590 тыс. руб..

СЕГОДНЯ, ГОВОРЯ О ПОРТРЕТЕ ВЫПУСКНИКА

общеобразовательной школы, мы понимаем, что его основы закладываются на уровне дошкольного образования. Поэтому детский сад не может работать только в режиме обособленного функционирования, поскольку должен постоянно меняющимся запросам общества. В дошкольных учреждениях необходимо выстраивать системную работу по подготовке ребенка к школе и дальнейшей жизни в обществе, которая заключается не в передаче набора знаний, навыков и умений выпускнику детского сада, а в приобретении им ключевых компетенций, которые в дальнейшем помогут ему в качественном овладении школьной программой и социализации.

Сегодня в муниципалитете функционируют 8 дошкольных образовательных организаций на 746 мест, в четырёх общеобразовательных школах: Балахтинской № 1, Ровненской, Огурской, Еловской – 8 дошкольных групп полного дня на 149 мест. Посещают дошкольные учреждения района 888 воспитанников. Увеличилось количество детей раннего возраста охваченных дошкольным образованием, в районе скомплектовано 112 детей. В муниципалитете ликвидирована очередь детей с 2 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения. Актуальная очередь для определения детей в детские сады отсутствует. Все дети, нуждающиеся в дошкольном образовании, обеспечены местами, сегодня есть вакантные места.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений уделяют большое внимание оценке эффективности качества дошкольного образования, эффективным подходам в управлении ДОО, основам создания системы оздоровительной и коррекционно-развивающей деятельности для детей с ОВЗ, проблемам преемственности дошкольного и начального общего образования.

В целях оказания родителям детей дошкольного возраста консультативную, методическую и психолого-педагогическую помощь по отношению к показателю национального проекта «Образования». В 2021–2022 учебном году на территории Балахтинского района на базе семи дошкольных организаций и в МБОУ Балахтинской СШ № 1 им. Героя Советского Союза Ф.Л. Каткова продолжили свою работу консультативные пункты. В образовательных учреждениях утверждены планы мероприятий работы консультационных пунктов. В течение года специалисты: воспитатели, психологи, учителя-логопеды проводили индивидуальные консультации, практические занятия с детьми и родителями. Количество обращений в консультационные пункты каждый год стабильно, консультационные пункты востребованы.

Показатель обеспеченности педагогическими кадрами и учебно-вспомогательным персоналом в дошкольных организациях приближен к 100 %. В дальнейшем в районе планируется сохранение кадровой политики, так как она является эффективной.

В целях повышения профессионального развития педагогических работников дошкольного образования в муниципалитете ежегодно проводится конкурс «Воспитатель года», победители муниципального конкурса участвуют в краевых профессиональных конкурсах «Воспитатель года». Управлением образования проведен муниципальный конкурс «Лучшая развивающая предметно-пространственная среда в ДОО», восемь дошкольных организаций приняло участие в конкурсе, в группах созданы оптимальные условия для всестороннего развития ребенка и привлечены родители к активному участию в создании развивающей предметно-пространственная среды.

Музыкальный конкурс «Музыкальна шкатулка» проводится среди детских садов муниципалитета с целью создания условий для развития творческих способностей детей, в 2021–2022 году конкурс проводился в рамках Года культуры и населения народов России. В конкурсе приняло 7 садов и 2 дошкольные группы.

Педагоги четырёх дошкольных организаций продолжают участие в обучающих вебинарах, организуемых в рамках деятельности федеральной площадки «Апробация на территории Красноярского края комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет».

В дошкольных образовательных организациях района созданы необходимые условия для гармоничного, разностороннего развития физической, личностной, интеллектуально-познавательной и эмоциональной сфер личности ребенка. В центре внимания находятся психолого-педагогические условия, что особенно важно в условиях работы детских садов по федеральным стандартам.

В 2022–2023 учебном году нам по-прежнему предстоит решать задачи

перехода в дошкольном образовании:

- от шаблонной среды к функциональной среде для детской активности;

- от информационной модели обучения к деятельностному подходу;

- от доминанты педагога к поддержке детских инициатив;

- от дисциплинарной модели к конструктивному диалогу и творчеству.

Выполнение этих задач требует работы в условиях гибкого, вариативного режима, поиска новых педагогических приемов работы.

ОДНИМ ИЗ ВЕДУЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ результативности труда педагога, коллектива школы является качество знаний учащихся. Итоги 2021–2022 учебного года показали, что успешность сдачи девятиклассниками экзамена по математике составила 97,5 %.

Качество образовательных результатов по математике в 2022 году составило – 35,35 %.

При 100-процентной успешности лучшие результаты по итогам основного государственного экзамена по математике показали выпускники Еловской школы, качество сдачи данного экзамена в этой школе составило 83,3 %.

Успешность сдачи экзамена по русскому языку девятиклассниками составила 99 %. Доля девятиклассников, получивших по итогам экзамена «4» и «5», составила 50 %.

При 100-процентной успешности лучшие результаты по русскому языку продемонстрировали выпускники Еловской и Огурской школы, качество –66,7 % и 70 % .

Сдача экзаменов среди предметов по выбору не проходила в течение двух лет. Наиболее выбираемыми оказались: география – 61,2 %, информатика – 52,5 %, обществознание – 44,4 %, биология – 21,9 % физика – 10,2 %, химия – 5,6 %. По одному выбору – по истории, английскому языку, и двое обучающихся сдавали литературу.

Результаты ОГЭ в целом можно считать независимой оценкой качества образовательной услуги. Качество результатов свидетельствует о необходимости систематической работы учителей русского языка, математики и предметов по выбору в работе не только со слабоуспевающими учащимися по формированию общеучебных умений и навыков, способствующих достижению базового уровня, но и необходимо усилить блок работы, направленной на увеличение доли учащихся, имеющих знания на высоком и повышенном уровнях.

Следовательно, и качество образования в основной школе нельзя назвать стабильным. По предметам результативность достигается только путем тренажера. Необходимо на уровне всех школ и РМО развернуть деятельность по разработке механизмов подготовки к экзаменам для сдачи ОГЭ в 2023 году.

Государственная итоговая аттестация за курс среднего общего образования в 2022 году проходила в форме Единого государственного экзамена, в котором участвовало 100 % выпускников 11 классов района.

В 2022 году 72 выпускника района получили аттестаты о среднем общем образовании, 2 из них – аттестаты с отличием и медаль «За особые успехи в учении». Двое выпускников из Балахтинской СОШ № 1 и Приморской СОШ будут пересдавать математику в дополнительный (сентябрьский) период для получения документа о среднем образовании.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому показал, что 100 % сдающих выпускников района успешно сдали ЕГЭ по русскому языку в основной день. Средний балл по району составил 61,3, что на 3,2 балла ниже краевого показателя. 9,4 % получили баллы выше 80.

Количество выпускников, не прошедших минимальный порог баллов по русскому языку в форме ЕГЭ, стабильно вышло на ноль в течение последних 5 лет.

В этом году 38 % выпускников сдавали ЕГЭ по математике на профильном уровне. 85,2 % участников набрали выше минимального необходимого баллы. 4 ученика не преодолели минимальную границу, трое из них пересдали предмет на базовом уровне в дополнительный день и получили документ о среднем общем образовании. Участников, набравших 80 и более баллов, нет. Для получения результатов 80 и выше баллов обязательно выполнение второй части, 100-процентное выполнение первой части дает только 64 балла. Обозначается проблема, необходимо адресно работать с учениками, имеющими достаточные знания. Так, 5 учеников выполнили полностью первую часть, трое допустили по одной ошибке.

Математику на базовом уровне для сдачи выбрали 50 выпускников, что составляет 67,5 %. Оценивание результатов по предмету идет по пятибалльной шкале. Доля пятёрок составила 30 %, что на 6,4 % ниже краевого результата. «4» – 40 %, «3» – 26 %, не справились с предложенными заданиями 4 % – 2 ученика.

Результаты ГИА должны стать основой управленческих действий по повышению качества образования действием не отдельно взятого учителя, а команды учителей, которые будут включать в себя не только внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, но и повышение мотивации к обучению и включенности в образовательный процесс.

Анализ результатов ЕГЭ за последние три года приводит к выводу о том, что успешная сдача экзамена зависит не только от уровня овладения выпускниками теоретическими знаниями по предмету, но и от умения использовать их в нестандартных ситуациях, что, в свою очередь, зависит о того, насколько успешно реализуется в учебных заведениях компетентностный подход. Хорошие результаты показывают учащиеся тех учреждений, где упор делается на формирование метапредметных навыков, где в обучении эффективно используется принцип интеграции и системности.

По итогам 2021-2022 года успеваемость составила 97,7 % в общем, по району. Таким образом, доля неуспевающих за последние 3 года держится на уровне 2,5–3,5 % от общего количества обучающихся.

Обучающиеся, не освоившие образовательные программы, условно переведены и оставлены на повторный курс обучения, их количество составило 2,3 % от числа всех учащихся района.

Количество учащихся, имеющих академическую задолженность, одинаково с прошлым годом. По итогам года, 35 обучающихся переведены в следующий класс условно по уровням: начальная школа – 31 человек, основная – 4 и 1 ученик из средней школы. Образовавшаяся задолженность должна быть сдана обучающимися в установленные образовательным учреждением сроки. Если этого не произойдет, учащиеся будут возвращены в класс, за который не сдана академическая задолженность. На повторный курс обучения оставлено 55 учеников.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости усиления в образовательных организациях района внутришкольного контроля за работой со слабоуспевающими, требующими особого внимания обучающимися, а также индивидуализацией и дифференциацией обучения.

Вышеизложенные факты говорят о необходимости управленческих решений администрации школ, направленных на повышение качества образования в образовательных организациях.

ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ политики до 2030 года –подготовка конкурентоспособного выпускника, готового и способного к обеспечению экономического роста страны, призванного обеспечить развитие инновационных и наукоёмких производств. Федеральные и региональные документы отражают необходимость развития системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи до 2024 года. В соответствии с этим на уровне муниципалитета поставлена задача по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей.

Участие школьников во Всероссийской олимпиаде школьников – один из показателей эффективности муниципальной системы выявления способных и талантливых детей.

В сравнении с прошлыми годами количество победителей школьного этапа олимпиады увеличилось, соответственно доля участников муниципального этапа увеличилась на 11 % с учётом того, что ученик, принявший участие в олимпиаде по нескольким предметам, учитывается один раз. Из общего количества участников наибольшую долю – 42 % составляют обучающиеся 10–11-х классов, в предыдущие 2 года – обучающиеся 7–8лассов. Среди обучающихся 10–11 классов – ребята, имеющие опыт участия в олимпиаде и результаты в течение последних трёх лет, но положительно на результатах этого года это не отразилось, что указывает на отсутствие системы работы по подготовке учащихся к олимпиадам.

Количество победителей и призёров сократилось в сравнении с 2020 учебным годом, но увеличилось в сравнении с прошлым годом от 48 до 53. Наибольшее количество победителей и призёров – среди обучающихся 8 и 10 классов. Необходимо на уровне школы организовать сопровождение победителей и призёров прошлых лет к более успешному участию в олимпиаде в новом учебном году. В течение пяти лет на муниципальном этапе нулевые результаты по физике. Стабильно положительными остаются результаты по русскому языку, физической культуре и технологии, ОБЖ. Положительная динамика в сравнении с прошлыми годами наблюдается по биологии, географии, истории. Ниже, чем в прошлые годы, стали результаты по иностранному языку, литературе, МХК, экологии. По остальным предметам положительной динамики нет.

Стабильно, в течение многих лет, лидерство по количеству призеров и победителей муниципального этапа держат Балахтинская школа № 1, Приморская школа, при этом в Приморской школе из года в год наблюдаем увеличение победителей и призеров. Приморские школьники показали высокие результаты по 7 предметам, учащиеся Балахтинской школы № 1 – по 6. Следует отметить учащихся Тюльковской школы: 10 победителей, из них 6 – по физической культуре.

Отбор участников на краевой этап осуществлялся согласно краевому рейтингу по каждому предмету. Район вошёл в рейтинг по 3 предметам, в прошлом году – по 5. Только 4 участника районного этапа были допущены для участия в краевом этапе: из Балахтинской школы № 1, Приморской и Тюльковской школ, среди них Фейлер Андрей из 10 класса Тюльковской школы, воспитанник Циха Виталия Фёдоровича, стал призёром краевого этапа олимпиады по физической культуре.

Олимпиады и конкурсы, соревнования – важный и основной механизм выявления способных и талантливых детей. Балахтинская школа № 2, Кожановская, Приморская. Огурская, Еловская школы активно вовлекают ребят для участия в конкурсных мероприятиях, фестивалях на уровне края, федерации, где они показывают результаты. Среди них учащиеся Балахтинской школы № 2: Марый Антон, призёр краевого молодежного форума "Научно-технический потенциал Сибири" в номинации "Научный конвент" с исследовательской работой "Математика в географии", Евгения Зубец, победитель краевого конкурса «Моя страна – мое будущее», награждена путёвкой во Всероссийский детский центр «Океан», Вершинская Таисия – призер межрегионального детско-юношеского фестиваля «Астафьевская весна». Кочетов Дмитрий из Еловской школы занял 2 место в краевом конкурсе «Символы России, Символы края. Символы семьи». Кожановские школьники-победители и призёры краевого конкурса плакатов и рисунков «Финансовая грамотность глазами детей», призёры всероссийского конкурса «Культура, искусство, творчество». Среди призёров всероссийских конкурсов патриотической направленности – огурские школьники. Учащиеся Балахтинской школы № 1 – призёры краевого фестиваля «Таланты без границ».

Кроме этого, на уровне школы проектные команды разрабатывают собственные проекты, направленные на вовлечение детей в образовательную деятельность во внеурочное время. Традиционным стал фестиваль по иностранному языку «Мир без границ», организованный в рамках РМО учителей иностранного языка, «Живое слово», организуемый Грузенской школой ежегодно в День русского языка: в нем принимают участие учащиеся школ района. Фестиваль «Православные праздники» собирает учащихся района в Ровненской школе. Данные фестивали – образовательные площадки, где ребята могут не только предоставить результаты деятельности, но и получить публичную оценку, поощрение. В Кожановской школе в течение нескольких лет реализуется проект классных коллективов «Классное дело», проект приобрел статус традиционного КТД школы. В этом году все учащиеся, педагоги, родители стали участниками фестиваля «В дружбе народов – единство Сибири», в приоритете были воспитательные задачи, но и успешно решались задачи и по выявлению талантливых детей, созданию ситуации успеха для каждого ребёнка.

С этого года практикуются межшкольные фестивали «Точка роста — территория успеха» Кожановской школой и Тюльковской школой.

ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ организациях значительный процент детей в возрасте от 5 до 18 лет участвует в мероприятиях, проектах программ дополнительного образования. В муниципальной системе реализуются 190 программ дополнительного образования, из них 90 % составляют программы стартового уровня, срок реализации – 1 год, все они реализуются в школах и в первую очередь обеспечивают охват детей, значительных результатов на уровне края и района не наблюдается. Доля программ базового и продвинутого уровней составляет 8 %, и реализуются они в учреждениях дополнительного образования. Важно отметить, что именно программы базового и продвинутого уровней позволяют обучающимся качественно подготовиться к конкурсным мероприятиям разных направленностей и подтвердить результатами степень освоения программ. В перечне достижений школьников за прошедший учебный год – это, прежде всего, спортивные достижения обучающихся по программам ДЮСШ в спортивных соревнованиях, в том числе «Президентские спортивные игры»: команда лыжников тренера – преподавателя Циха В.Ф. заняла 1 место на краевом этапе среди сельских школ, команда Балахтинской школы № 1 – 3 место в «Шиповке юных», юные борцы, боксёры дзюдоисты, шашисты ДЮСШ неоднократно становились победителями и призёрами соревнований краевого уровня. Особая гордость ДЮСШ – это призовые места обучающихся на первенстве Сибирского федерального округа по вольной борьбе, во Всероссийском турнире по гиревому спорту.

Среди победителей и призёров краевых конкурсных мероприятий: фестиваль детского творчества «Таланты без границ», «Зимняя планета детства», «Символы России, Символы края. Символы семьи» – обучающиеся по программам ЦВР «Ровесник». Юные тележурналисты медиа-студии «Интрига слова» стали лауреатами международного многожанрового конкурса-фестиваля «Призвание» в номинации фото- и видеотворчество. Обучающийся из Большесырской школы, осваивающий программу дополнительного образования базового уровня в Балахтинской школе искусств, на заключительном этапе Всероссийской олимпиады «Мы зажигаем звёзды» занял призовое место, сведения о нём внесены в государственный информационный ресурс «Талант и успех».

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА» национального проекта «Образование» направлен на выполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: создание доступных качественных условий для воспитания детей путём увеличения к 2024 году охвата дополнительным образованием детей в возрасте 5–18 лет до 80 % .

В рамках государственной программы в каждом субъекте РФ разработан и функционирует единый информационный портал «Навигатор дополнительного образования», куда внесена информация обо всех реализуемых дополнительных общеобразовательных программах. Навигатор позволяет осуществлять:

- электронное зачисление детей на дополнительные общеобразовательные программы

- учёт и контроль выполнения задачи по охвату детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием.

Электронная база «Навигатор» – основной инструмент, позволяющий отслеживать исполнение данного показателя.

На основании соглашения с министерством образования Красноярского края о реализации мероприятий региональных проектов Красноярского края на территории Балахтинского района % охвата дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет в 2022 году составляет 70 %, по состоянию на июнь 2022 года нами достигнут охват – 68 %.

В течение года предпринят ряд управленческих мер, направленных на увеличение доли детей:

1. Сохранение и поддержка таких форм организации, как массовые проекты, сетевые проекты, муниципальные программы дополнительного образования, модульного типа: «Летописцы земли Балахтинской», сетевые проекты «Академия волонтёров», «Шахматный всеобуч», «Хрустальная сова», «Интеллектуалы XXI века». Данные формы позволяют охватить детей, проживающих в разных территориях муниципалитета.

МБУ ДО ЦВР «Ровесник» расширил перечень таких муниципальных проектов, программ, отображающих приоритетные направления федерального проекта «Успех каждого ребёнка»: «Профессиональный ориентир», «Сберечь Россию для себя, а себя для России", "Охотники за капиталом».

2. Вторая мера, направленная на увеличение доли детей: разработка и реализация краткосрочных программ дополнительного образования позволила увеличить охват детей дополнительно на 6 %.

3. Массовое участие детей в итоговых мероприятиях, проектах муниципальных программ дополнительного образования. Фестивали «Хрустальная сова», «Мир, в котором, мы живём», « «Сам себе режиссёр», интеллектуальный турнир «Эрудит» и марафон «Родное Причулымье», проекты «Шахматный всеобуч» и «Летописцы земли балахтинской» – это всё специально организованные образовательные площадки, где ребятам даётся возможность не только предоставить результаты деятельности, но и дополнительно их привлечь в программы.

4. Ресурс «Точек роста» естественнонаучной направленности позволил открыть в этом году программы данной направленности, что положительно сказалось на охвате детей дополнительным образованием.

Наряду с этим, отмечаем проблемы:

- пакет программ ДО в школах формируется, в первую очередь, исходя из кадровых ресурсов и, во вторую очередь, с учётом потребностей детей. Система мониторинга образовательных потребностей детей отсутствует. Необходимо принять меры для решения данной проблемы в новом учебном году;

- из 190 реализуемых программ 7 % составляют программы естественно-научной и технической направленностей, что не отвечает государственному заказу и потребностям детей. Ресурс «Точек роста» для открытия новых мест используется слабо, результаты имеющихся программ не проявлялись в течение учебного года. Необходимо принять управленческие решения для разработки программ с учётом потребностей детей, направленных на образовательный результат, также муниципальных программ для вовлечения детей из других школ в программы естественнонаучной направленности;

- доля образовательных программ базового и продвинутого уровней в системе дополнительного образования детей составляет 8 %. Рекомендовано рассмотреть возможности перехода одногодичных программ на базовый продвинутый уровень с учётом потребностей детей в первую очередь учреждениям дополнительного образования.

Целевой показатель охвата детей ДО в 2023году – не ниже 74 %. Для его достижения поставлена задача охватить детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Всего детей данного возраста в муниципалитете – 3 326, из них в базе «Навигатор» в программы зачислены 98 % детей школьного возраста. На сегодня дети – дошкольники от 5лет и обучающиеся в Балахтинском техникуме от 15 до 18 лет – не заняты в программах ДО, хотя в учреждениях есть все ресурсы и практический опыт для организации дополнительной занятости. С целью достижения показателей реализации регионального проекта «Успех каждого ребёнка» дошкольным организациям в 2022–2023 учебном году необходимо пройти процедуру лицензирования на программы дополнительного образования. Среди дефицитов в системе дополнительного образования следует отметить недостаточную развитость форм сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными учреждениями. С целью устранения данного дефицита и открытия новых мест в программах, дают наибольший социально-профилактический эффект, рекомендуем объединить ресурсы БАТ и ЦВР «Ровесник» для разработки и реализации программы, отвечающей потребностям студентов техникума.

Дальнейшее увеличение охвата может быть достигнуто только за счет консолидации усилий всех участников муниципальной системы образования.

ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ в деятельности системы образования Балахтинского района – профориентационная работа, выстраиваемая в соответствии с Федеральным государственным стандартом по организации профессиональной ориентации граждан, Стратегией развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 05.03.2021 № 127-р, Межведомственного плана мероприятий на 2021–2023 годы по реализации Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Балахтинском районе, муниципальной дорожной картой «Организация системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации на 2020–2023 гг.».

Для повышения уровня информированности учащихся и родителей о муниципальном и региональном рынке труда организовано взаимодействие с Центром занятости населения Балахтинского района через реализацию мероприятий: Ярмарка вакантных и учебных мест, обучение на профкурсах, реализация программы дополнительного образования ЦВР «Ровесник» «ПрофессОр», консультирование по выбору профессии.

В школах муниципалитета реализуются программы дополнительного образования профориентационной направленности, способствующих ранней профориентации детей и подростков, профессиональному самоопределению старшеклассников, в том числе обучающихся с ОВЗ и инвалидов: «ЮИД», Полицейский класс, Педагогический класс, Агрокласс и другие. Количество школьников, занятых в этих программах, составляет более 150 детей, это на 25 % больше, чем в прошлом учебном году. В течение года психологами ОО проведено более 50 консультаций с учащимися и родителями. Профконсультирование учащихся практикуется в 11 школах, по запросу проводится консультация и для родителей с целью определения поступления школьников в профессионально-образовательные организации.

Профориентационной психолого-диагностической работой охвачено 668 учащихся 5–11 классов, что на 47 % больше, чем в прошлом году. Это произошло благодаря включению практически всех школ в проект «Билет в будущее», который предполагает на первом этапе профдиагностирование учащихся.

Эффективным способом мотивации обучающихся, в т.ч. с ОВЗ, к профессиональному самоопределению является конкурсное движение. Учащимся предлагается возможность проявить себя в чемпионатах Джониор и Ворлдскилс, конкурс для учащихся с ОВЗ «Лучший по профессии» и «Абилимпикс» и других.

Таким образом,

- количество обучающихся 5–9 классов, охваченных профориентационными мероприятиями, – 850 человек, в т.ч. 10–11 класс – 73;

- количество обучающихся 5–11 классов, участвующих в мероприятиях проектов («Билет в будущее», «ПроеКТОриЯ», «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!», «Zaсобой» и др.), – 1 682 человека;

- количество реализованных мероприятий по профессиональной ориентации с участием детей с ОВЗ – 5;

- общее количество обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности, – 10;

- количество заключенных договоров, соглашений по реализации комплекса мероприятий профориентационной направленности между образовательными организациями и предприятиями, профессиональными образовательными организациями и высшим образовательными организациями, – 2.

Заключен также договор о сотрудничестве с Красноярский государственным педагогическим университетом им. В. П. Астафьева, также в 2021–2022 учебном году заключен договор о сотрудничестве с Красноярским государственным аграрным университетом и Ровненской школой по программе: «Растениеводство и биотехнология». Ранее между Приморской школой и Университетом был заключен договор о сотрудничестве, о реализации программы «Ихтиология». Программа предназначена для обучающихся 9 класса Приморской и Огурской школ.

Третий год Чулымская школа совместно с Красноярским государственным аграрным университетом будут реализовать проект «Школьный гектар».

Также преподаватели Красноярского государственного аграрного университета сопровождают исследовательские работы обучающихся Тюльковской школы.

Балахтинские школы участвуют в проекте «Через предмет в профессию», проект был разработан КГБПОУ «Балахтинским аграрным техникумом», миссия проекта – содействие осознанному выбору старшеклассников профессии.

В июне 2021 и 2022 гг. на территории Балахтинского проходил межрайонный конкурс профессионального мастерства среди школьников и студентов «Пахарь–2021», «Пахарь–2022». Конкурс проводился в рамках реализации молодежной политики и в целях популяризации профессии тракториста-машиниста. Финалисты конкурса приняли участие на краевом уровне, где заняли 2 место (2021 г.), 2, 3 место (2022 г.).

Уважаемые руководители, подвожу вас к следующему ключевому направлению в образовании: профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров. Сколько бы мы ни говорили о трансформации системы образования в цифровую среду, без грамотного, функционально и предметно подготовленного педагога, нам не обойтись. В нашей сфере кадры решают если не все проблемы, то большинство из тех, что существуют в системе образования.

В общеобразовательных учреждениях района трудятся 420 педагогов, из них 120 педагогов в возрасте до 35 лет. Высшую категорию имеют 50 человек, первую категорию имеют 299 человек. За 2020–2021 учебный год аттестованы – 90 педагогов: на высшую категорию – 7 человек, на первую категорию – 83. За 2021–2022 учебный год прошли аттестацию 60 педагогов, что на 30 человек меньше. На 2022–2023 учебный год запланирована аттестация для 74 педагогов: 17 – на высшую категорию, 57 – на первую.

В общеобразовательных учреждениях района преподаются все предметы

согласно учебному плану, однако это не означает, что кадровый вопрос решен в связи с тем, что в школах осуществляется совмещение должностей педагогов. В настоящее время ощущается дефицит учителей математики, русского языка, литературы, иностранного языка, начальной школы.

В 2021 году в образовательные учреждения района пришли работать 5 молодых педагогов. Для молодых педагогов в течение были организованы мероприятия направленные на развитие творческого потенциала: квесты «В лабиринте педагогических идей», «Кейс Мудрости»; тренинги «Развитие креативности у педагогов», «Развитие творческих способностей». Ежегодно педагоги принимают участие в молодежных профессиональных педагогических играх, где максимально приближаются к педагогической практике. Педагогические игры обеспечивают взаимодействие молодых педагогов по вопросам их профессионального роста, социальной защиты и психологической поддержки. Педагоги принимают участие в мероприятиях (образовательный курс «Цифровая грамотность педагога»), которые организует региональная общественная организация Красноярского края «Творческий Союз Учителей».

Повышению престижа педагогической профессии способствуют мероприятия, направленные на развитие творческого потенциала педагогов. В рамках данного направления, ежегодно проводятся профессиональные конкурсы, педагогические чтения и другие организационно-методические мероприятия, инициируется участие педагогов в конкурсах разного уровня, так, в марте 2022 года, в Кожановской школе прошли V Открытые муниципальные педагогические чтения «Балахтинское образование: педагогический поиск». Педагоги муниципалитета очередной раз встретились на организованной площадке для профессионального общения, где поделились опытом работы, представили свои интересные находки, педагогические технологии, методы и приемы, направленные на получение новых качественных результатов.

В целях запуска изменений в деятельности педагогов, педагогических коллективов, необходимых для формирования функциональной грамотности у школьников и дошкольников, а также с целью обеспечения открытости и доступности информации об организации образовательной деятельности в образовательных организациях муниципалитета проводится Единый общемуниципальный День открытых дверей по формированию ФГ у школьников. В рамках Дня открытых дверей в муниципалитете открывались 20 образовательных организаций, педагоги детских садов и школ провели более 120 уроков и внеурочных занятий, где показывали деятельность, которая должна обеспечить детей способностью использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности.

Второй год для педагогов проводится конкурсное муниципальное мероприятие «Мой лучший урок».

Важнейшим приоритетом государственной политики в сфере образования остается воспитание подрастающего поколения. В связи с этим, особое внимание уделяется оценке компетенций, необходимых педагогическим работникам муниципалитета для осуществления воспитательной деятельности. С 25 по 28 октября 2021 года 36 педагогов из 12 образовательных организаций муниципалитета принимают участие в апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, необходимых для осуществления воспитательной деятельности.

Участники апробации – учителя по учебным предметам: «История», «Обществознание», «Литература», «Биология», в том числе выполняющие функционал классного руководителя. Педагоги в пункте проведения апробации выполняли диагностические работы с использованием тестовых технологий, автоматизированного и экспертного оценивания. Диагностическая работа позволила установить уровень владения учителем компетенциями, необходимыми для осуществления воспитательной деятельности в процессе решения профессиональных задач, выявить профессиональные дефициты и профициты учителя, связанные с осуществлением воспитательной деятельности, а также определить образовательные потребности профессионального развития учителя в области решения воспитательных задач.

В апреле 2022 года в целях развития и совершенствования единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечение адресности, персонификации повышения квалификации на основе диагностики профессиональных компетенций и формирования методических активов, 11 педагогов прошли процедуру оценки предметных компетенций учителей.

С 4 по 29 апреля в г. Красноярске состоялся краевой этап ежегодного профессионального конкурса педагогов "Учитель года–2022". Наш район представляла Самодурова Валентина Анатольевна – учитель математики и информатики МБОУ "Балахтинская СШ № 1 им. Героя Советского Союза Ф.Л. Каткова". Преодолев первый этап, Валентина Анатольевна вышла в полуфинал, где за победу боролись 30 лучших из лучших учителей края. Успешно проведя на очном этапе испытания "Урок", "Внеурочное профориентационное мероприятие" и "Пресс-конференция", Валентина Анатольевна вошла в двадцатку финалистов, где достойно выступила в финале краевого конкурса и стала лауреатом, получила приз от председателя Красноярской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Людмила Уланова главный редактор

Последние новости

Вечер-портрет «Елена Гнесина – пианистка, педагог, общественный деятель»

Сегодня к нам пришли гости из  "Детская школа искусств № 9" г. Красноярск .

Приглашаем на мастер-класс «Витражный комикс»

ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ на творческий мастер-класс «Витражный комикс»! 21 мая в 13:00 Участники узнают про витраж, как про особый вид изобразительного искусства,

Общероссийский день библиотек

Принимаем поздравления и предлагаем вам попробовать себя в роли библиотекаря!

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *