Михаил Товбис: Химия сегодня вторгается в совершенно неожиданные области
Новость о том, что ученые Саратовского госуниверситета разработали стабильные оболочки для квантовых точек, в научном мире не осталась незамеченной.
Новость о том, что ученые Саратовского госуниверситета разработали стабильные оболочки для квантовых точек, в научном мире не осталась незамеченной. Профессор кафедры органической химии и технологии органических веществ института химических технологий Университета Решетнёва М.С. Товбис оценил результаты работы коллег из Саратова. Он рассказал, что такое квантовые точки, почему эта разработка может быть так важна. Мы попросили профессора Товбиса рассказать о его работе в нашем университете.
Никуда, кроме химии!
- Михаил Семенович, почему решили связать свою жизнь с такой наукой, как химия?
- Это очень простой вопрос. В школе, в старших классах, когда появилась химия, я увлёкся этой наукой, потому что у нас была замечательная учительница — Мария Дмитриевна. Она нас очень заинтересовала, вела с нами кружок. Мы учили химию нестандартно! Например, по вечерам мы приносили фиксаж для фотоплёнок и рассматривали растворённые ионы серебра, выделяли оттуда серебро, затем слитками выплавляли. Ещё проходили термитные смеси. Мы смешивали их с алюминием и оксидом железа, поджигали, и один раз нам даже удалось прожечь стол до пола. После этого я занимался опытами уже в технологическом и педагогическом институте. Впоследствии стало ясно, что мне никуда, кроме химии. Стал побеждать в различных краевых олимпиадах по химии, даже попал на Всесоюзную. Всё это определило мою судьбу.
Таргетированная наука
- Как Вы думаете, новость о том, что учёные из Саратовского госуниверситета разработали стабильные оболочки для квантовых точек – это сенсация в мире науки?
- Скорее всего – это аналог. Я думаю, они не первые сделали оболочки. Просто именно такого типа, конкретного, сделали именно они. Дойдёт ли эта разработка до промышленного внедрения, я не знаю. Если у них были серьёзные публикации по этой тематике, которые были опубликованы в журналах, например, из Web of Science или Scopus, то это означало бы, что это, действительно, солидные публикации. В новости указано, что они получали гранты РФФИ, а там обычно дают гранты, когда руководители направления имеют публикации высокого уровня.
Сейчас эта тема в медицине называется таргетированием. Лекарство после приёма пациентом попадает именно в ту точку тела, в которую нужно, а не распространяется по всему организму. Молекула лекарства цепляется именно к таким веществам, которые попадут непосредственно в нужный участок. Вот здесь учёные столкнулись с тем, что некоторые лекарства, например, при химиотерапии, попадая в организм, не действуют, так как нужно. И как раз разработанные учёными Саратовского университета стабильные оболочки устраняют эту проблему. Квантовые точки, когда на них действует излучение, выдают картинки в видимом свете – жёлтые, зелёные, красные изображения. И их надо защитить, чтобы они не взаимодействовали с окружающими тканями.
Возможно, в будущем каких-то результатов они и добьются. Но нельзя сказать, что это сенсация, будет ли это внедрено, именно для всего человечества, но научная новизна в этом проекте есть явно. Например, я работаю на нашей кафедре с 1972 года, и мы уже получили сотни новых веществ, которых в мире никогда никто не получал. Они запатентованы, а научные работы опубликованы. То есть во многих университетах разрабатывают что-то новое - то, что никто никогда не мог сделать.
- В каких проектах Вы участвовали, был ли у Вас опыт работы с квантовыми точками?
- Нет, с квантовыми точками я никогда не работал. Этой области не касались ни я, ни кто-то другой с нашей кафедры. Вообще проекты были разнообразные. Например, мы участвовали в оборонных проектах или в проектах по созданию компонентов и внедрению их в промышленность для твёрдых ракетных топлив.
Участвовали и в работе для сферы обыденной жизни, допустим, разрабатывали новый способ получения витамина Е. Конечно, конкуренция была большая, и нашим коллегам из Москвы удалось раньше запатентовать эту разработку. Ещё мы разрабатывали в конце 1990-х годов смазку для резки алюминиевых слитков для нашего алюминиевого завода. Покупать немецкую продукцию было очень дорого, и мы разработали более дешёвый аналог. На данный момент используется смазка нашего производства.
Вообще такая наука, как химия, нужна во многих областях. Мы работали и в области медицины. Когда распался Советский Союз, на улицах города появились беспризорники, стал распространяться педикулёз. Никто этим не занимался, и мы на кафедре стали получать целыми литрами бензилбензоат – вещество, которое помогает убить вшей. Мы вторгаемся в совершенно неожиданные области.
- Что такое квантовые точки, где они нужны? И в каких сферах применяются?
- Как специалист, я вам не могу сказать, насколько они широко применяются. Это очень маленькие образования. Если точки дают достоверную информацию, то это десятки нанометров. Когда их куда-то засылаешь, то данный микрокристаллик под действием каких-то излучений начинает светиться и показывать картинку, которая проецирует только то, что её окружает. Поэтому действительно можно проследить за развитием опухолей, различных образований и т.д.
- По Вашему мнению, данная разработка, действительно, поможет российским врачам контролировать развитие такой страшной болезни, как рак?
- Всё зависит от того, насколько они продвинутся практически. Если им удастся производить в промышленном масштабе силикатные оболочки, то, конечно, результата они добьются. Мы будем надеяться на это.
- Хотели бы Вы участвовать в разработке такого проекта?
- Я думаю, что нет. В этот проект надо вжиться и заниматься конкретно этими проблемами, чтобы понимать всю суть. А я занимаюсь совершенно другими направлениями. Я считаю, что такие вопросы нужно задавать молодым специалистам. Конечно, только при сильном желании посвятить свою жизнь таким исследованиям и погрузиться в данную среду, и можно понять, как работать с квантовыми точками. Это большая химия, в которую нужно глубоко погружаться и разбираться в этом на 100 процентов.
Что касается самого события от самарских химиков, конечно, это очень интересная новость. Если я увижу какую-то публикацию, которая относится к данному проекту, то заинтересуюсь обязательно, каких результатов они всё-таки достигли, удалось или не удалось им реализовать данный проект.
Конечно, из 1000 грантов, которых выдают научные фонды, только десяток проектов добивается поистине хороших результатов. Тем и интересна наука, что, если ты хочешь добиться чего-то, или ничего не получается или получается совсем другое. Здесь можно ожидать каких-то побочных результатов, не обязательно именно того, чем занимались данные специалисты, может, они наткнутся на что-то более интересное и будут работать именно в этой сфере.
Наука будущего
- Каких проектов, в области химии Вы ожидаете в будущем? Какие проекты хотели разработать сами?
- Мы косвенно участвовали в проектах, которые курировал наш университет: создание полимерных материалов, которые бы отвечали за свойства раскрытия антенн на спутниках, допустим, системы ГЛОНАСС. Но не мы играли главную роль в данном проекте. Мы просто участвовали.
Для химиков сейчас очень сложно разрабатывать какие-то инновации. Дело в том, что есть перечень приоритетных направлений науки, и, к сожалению, там нет химии. Из-за этого стало крайне сложно получать гранты на исследования. И я считаю это неверным выбором, потому что ни одна область без химии не может развиваться, поскольку все материалы – это химия.
Отвечая на ваш вопрос, — когда я был молодым, я хотел, чтобы вещества, которыми мы занимались, стали путём к победе над раком – онкологическими заболеваниям. И вообще подробно углубиться в эту проблему. Но, к сожалению, в эту область я не пошёл, а выбрал для себя другие приоритетные направления.
Сегодня я уже не думаю, о том, что бы я хотел сделать, пусть этим занимаются молодые специалисты, которые, действительно, мотивированы и горят этим делом!
Интервью взяла студентка ИСИ Ксения Неборская
Об этом и многом другом узнайте в официальной группе университета ВК и на канале Telegram
#СибГУ #УниверситетРешетнева #ReshetnevUniversity #МинобрнаукиРоссии #образование
Последние новости
Памятка
Правила безопасности при использовании пиротехники.
Анализ оперативной обстановки на 22.12.2024г.
Анализ оперативной обстановки на территории Красноярского края по состоянию на 22.12.2024 По состоянию на 08:00 21.12.
Внимание мошенники!
Будьте бдительны и не поддавайтесь на уловки мошенников!
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения