Ольга Ребковец: На моем пути было много знаков, сигнализировавших, что мне пора на Восток

Новый проректор КамГУ – о прощании с "Тотальным диктантом" и развитии "Университета первооткрывателей" Ольга Ребковец.

Новый проректор КамГУ – о прощании с "Тотальным диктантом" и развитии "Университета первооткрывателей" Ольга Ребковец. Фото: Архив О. Ребковец

В прошлом году главный вуз полуострова — КамГУ имени Витуса Беринга — вошел в число победителей программы "Приоритет 2030. Дальний Восток" и получил солидное государственное финансирование. 

Главная миссия этой большой программы — развитие дальневосточных регионов. Возможно ли это при постоянном оттоке молодежи? Безусловно, нет. Именно поэтому особая роль здесь отведена вузам. Местные университеты в перспективе должны составлять реальную конкуренцию центральным учебным заведения — открывать востребованные специальности, готовить настоящих профессионалов, разрабатывать передовые технологии для региона. Дальневосточные вузы — победители "Приоритета 2030" -— призваны стать точками притяжения — и для студентов, и для лучших педагогов со всей страны. 

"Приоритет 2030" для КамГУ им. Витуса Беринга уже начинает обрастать реальными достижениями, среди которых, например, сотрудничество с ведущими вузами России и приток высококлассных кадров. Одно из заметных приобретений камчатского университета — Ольга Ребковец. 


Ольга Ребковец. Фото: Архив О. Ребковец

Ольга Александровна Ребковец — личность известная в России и за ее пределами. Она — филолог, член Совета по русскому языку при Президенте России и основатель популярного образовательного проекта "Тотальный диктант", который объединяет сотни тысяч людей по всему свету в желании знать русский еще лучше.

В начале нынешнего года Ольга Александровна сменила Москву на Камчатку — теперь она трудится в КамГУ им. Витуса Беринга на должности проректора по стратегическому развитию. 

О том, как физик стал лириком; почему "Тотальный диктант" — это не только про двойки и пятерки; как легко поменять столицу на Дальний восток; как сделать университет магнитом для молодежи и повернуть реки вспять — в интервью Ольги Ребковец корреспондентам ИА KamchatkaMedia.  

— Ольга Александровна, вас знают, в том числе, и на Камчатке как руководителя "Тотального диктанта". А что предшествовало этой важной вехе в вашей биографии? Откуда вы родом? Где учились? Как полюбили русский язык до такой степени, что решились проверять грамотность целой страны? 

— Я родилась в Чистоозерном, это поселок городского типа, примерно в 600 километрах от Новосибирска. Ходила в обычную школу. Как-то так получилась, что всегда была отличницей, спортсменкой… Ну и далее по тексту.


Юность. Фото: Архив О. Ребковец

Мне очень нравились точные науки. В старших классах я вовсю готовилась к поступлению на специальности, связанные с математикой и физикой. А вот с русским языком у меня как-то не очень складывалось… До тех пор, пока нашей классной руководительницей не стал филолог. И она какой-то ключик ко мне нашла, затронула нужные струны, где-то даже взяла меня на слабо, можно сказать. 

— И вам, судя по всему, оказалось не слабо?

— Кажется, да (смеется) . Первую же олимпиаду, на которую меня отправили, я выиграла. Но выиграла я ее с перевесом всего в один балл. "Ну что это за победа?" — подумала я. На следующий год готовилась больше и выиграла уже с лучшим результатом, прошла на областную олимпиаду и там тоже взяла первое место. Однако это казалось все еще неожиданным — для меня в первую очередь, но уже заставило задуматься: может, пойти поступать на филологию?

И самое главное — появилось желание постигать русский язык не на уровне "жи-ши пиши с буквой и", а погружаясь в детали прекрасной многоуровневой, многофункциональной системы, в которой очень интересно разбираться, понимать, откуда что произошло, как все устроено, работать с языковой игрой, образами, решать сложные задачки. 

— То есть вы к пониманию русского подошли с позиций математики?

— По сути да, математическая подготовка помогала все это укладывать по полочкам. Было интересно еще и потому, что не давалось так легко, как раньше другие предметы. Это уже было преодоление! И при нужном стимуле и правильном педагогическом подходе это преодоление дало такой вот неплохой результат.

В справочнике абитуриента я обнаружила приятную для себя информацию — оказалось, что у победителей региональных олимпиад есть шанс поступить на специальность "филология" Новосибирского государственного университета без экзаменов. Это добавило мне решимости.

Я поехала в Академгородок, о котором была наслышана как о каком-то сказочном месте, где сосны-великаны, где белочки прыгают, а из людей почти каждый встречный — ученый… Это все оказалось правдой! 

В приемной комиссии практически прямо с порога я оказалась в такой приятной атмосфере кипучей деятельности, в которую сразу влюбляешься. И как-то сразу поняла, что хочу жить и учиться в таком месте. Так я стала студенткой отделения "филология" гуманитарного факультета НГУ.

— И именно там вы придумали "Тотальный диктант"?

— Не я его придумала, но именно там (смеется) .


.. Фото: Архив О. Ребковец

Тотальный диктант — ежегодное образовательное мероприятие, организуемое с целью популяризации грамотности. Представляет собой диктант для всех желающих проверить свои знания в русском языке. Авторами текстов являются известные поэты, писатели, драматурги, журналисты. Диктовать тексты приглашают известных певцов, музыкантов, актеров, педагогов и общественных деятелей. Мероприятие проводится Фондом поддержки языковой культуры граждан "Тотальный диктант". 


Для участия в проекте приглашают знаменитостей. Фото: Архив О. Ребковец



— Первые пару лет я осваивалась, была погружена только в учебу, мне было не до общественной работы. А вот на третьем курсе я во внеучебную деятельность окунулась с головой. У каждого факультета в НГУ есть свой клуб, наш сначала назывался "Гумклуб" (от сокращения гуманитарного факультета), а потом (поскольку студенты — народ веселый) его переименовали в "Глумклуб".


Кипучая внеучебная деятельность в НГУ. Фото: Архив О. Ребковец

Мы проводили церемонии посвящения в студенты, устраивали капустники, играли в КВН. И вот однажды старшее поколение студентов поручило мне организовать "Дни гуманитарного факультета", в которые обязательно должен был входить и "Тотальный диктант" (это было мероприятие нашего факультета, его в рамках НГУ уже проводили с 2004 года). Я же присоединилась к нему в 2007 году.

Через пару лет захотелось сделать этот формат более живым, интересным и масштабным. "Что если диктант будет читать известный человек?" — подумали мы. И пригласили Псоя Короленко — музыканта-перфомансиста, автора и исполнителя песен и по совместительству кандидата филологических наук. Псой — действительно известная личность, но в узких кругах, его творчество — не для всех и каждого. Однако сам факт, что это музыкант и он из столицы, все же сыграл свою роль.


Псой Короленко на "Тотальном диктанте". Фото: Архив О. Ребковец

Для того чтобы об этом событии узнало как можно больше людей, мы разослали во все концы крутой, хорошо написанный (мы ли не филологи?!) пресс-релиз. Все это вкупе обернулось тем, что к нам на диктант проверить свою грамотность вместо обычных 150 человек пришло 600. И тогда стало понятно, что это все уже не остановить!

— Ольга Александровна, а вы сами радикальный борец за грамотность? Как вы реагируете на чужие ошибки? Говорите что-то в духе "Ложь — неприятнее всего, когда она глагол"? Цепляет вас что-то особенно?

— Бывает, что трудно не замечать какие-то ошибки. И на бытовом уровне, и иногда в общении с некоторыми чиновниками. Меня выводит, когда в слове "обеспЕчение" ставят ударение неправильно и говорят "обеспечЕние". Где-то год назад я принимала участие в круглом столе в Госдуме, он был посвящен сохранению языков народов Российской Федерации. Там, естественно, выступали чиновники из сферы образования и просвещения, и я просто загибала пальцы на каждое "обеспечЕние".

Это слово же как раз из чиновничьего словаря. И если ты чиновник, пожалуйста, говори его правильно!


Ольга Ребковец. Фото: Архив О. Ребковец

Есть еще триггеры. Словосочетание "иметь в виду" многие пишут неправильно — "иметь ввиду". "Что ты имела ввиду, Оля?" — вот так и пишут мне в сообщениях, например. Хотя признаюсь, когда-то давно сама писала так же. Однако с тех пор, как я сама пишу так, как надо, меня эта распространенная ошибка очень цепляет у других (смеется) . Но я стараюсь, конечно, со своими негативными реакциями бороться. Есть в моем окружении такой замечательный человек — Владимир Маркович Пахомов, главный редактор "Грамоты.ру" и председатель филологического совета "Тотального диктанта". Он, на мой взгляд, сегодня один из самых авторитетных медийных просветителей и борцов за грамотность в нашей стране. При этом насколько он толерантно и мягко реагирует на чужие ошибки!.. Вот это тот пример, которому нужно следовать. И мне лично есть чему поучиться!


Ольга Ребковец и Владимир Пахомов (главный редактор портала "Грамота.ру". Фото: Архив О. Ребковец

Не буду скрывать, когда я только пришла в "Тотальный диктант", я стояла как раз на крайних позициях: "Мы тут филологи, мы знаем, как правильно, сейчас мы вас проверим и двоек наставим!" К счастью, это все быстро у меня прошло. И я поняла, что "Тотальный диктант" — это не про двойки и не про пятерки. Это про то, как классно, когда тысячи людей тянутся к знаниям, добровольно идут проверить себя, а потом многие прорабатывают свои ошибки.


Тотальный диктант. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia

Всякий раз за такую активность людей хочется обнять и поклониться им. "Тотальный диктант" собирает людей толерантных, которые признают чужое право на ошибку и возможности вариативности языка. Очень многое ведь зависит от ситуаций и интонаций.

И вариативность в "Тотальном диктанте" — это то, обо что столько копий сломано! Филологический совет "Тотального диктанта" полгода (!) работает над одним текстом, чтобы описать все возможные варианты правильного написания и ни в коем случае не посчитать за ошибку то, что ошибкой не является. Или, наоборот, найти научное обоснование тому или иному единственно верному написанию, чтобы потом объяснить человеку, почему там была ошибка. А апелляции, конечно, случаются. Чем больше участников, тем больше вариантов написания, тем больше вопросов… 

— Сколько времени прошло с тех пор, как в "Тотальном диктанте" принимало участие 150 человек до того, как его стала писать вся страна? 

— Уже в 2010 году мы вышли за рамки университета, и в диктанте приняли участие различные учебные и культурные организации Новосибирска. С того же года мы стали использовать не отрывки из произведений классиков, а новые тексты, которые просили написать специально для "Тотального диктанта" известных авторов. Первым нашим автором стал Борис Стругацкий. С 2011 года диктант начал проходить по разным городам России. Еще через год стали присоединяться и участники из зарубежных стран. Затем мы организовали возможность писать диктант онлайн.


Ольга Ребковец. Фото: Архив О. Ребковец

А в этом году проводился уже юбилейный, 20-й "Тотальный диктант", и его писало более 450 тысяч человек в 43 странах мира.

Для меня было крайне важно показывать, что университетский региональный проект может вырасти в федеральный, и даже всемирный. Я переехала в Москву, потому что этим большим проектом было удобнее оттуда руководить. С точки зрения логистики, мне из Москвы было проще работать, не тратя уйму времени на долгие перелеты. У нас уже образовалась большая команда организаторов из разных городов. "Тотальный диктант" вырос! И еще вырастет, нет сомнений!

— И вот на таком взлете вы покинули "Тотальный диктант". Как человеку, возглавляющему интересный и такой популярный международный проект, живущему уже несколько лет в столице, пришло в голову решение переехать на самый-самый Дальний Восток? 

— Легко! Я впервые попала во Владивосток в 2017 году, и уже тогда поняла, что у меня к этим краям лежит душа. В 2021 меня во Владивосток позвали на медиасаммит.

И вот мы выходим из кампуса ДВФУ с Владимиром Пахомовым, и я ему говорю: "Как же здесь хорошо, вот бы приезжать сюда почаще!". А Владимир как великий просветитель мне и отвечает: "Поступи учиться в ДВФУ и будешь приезжать почаще". Я так и сделала, поступила в аспирантуру ДВФУ. Так и связала себя с Дальним Востоком.

На Камчатке я тоже бывала ранее, приезжала открывать здесь "Центр грамотности". Понимала, что регион стоит на пороге важных позитивных изменений, что здесь будет много всего строиться и развиваться. И в декабре прошлого года мне позвонил и.о. ректора КамГУ им. Витуса Беринга Евгений Сергеевич Меркулов и предложил работу в университете. 


КамГУ им. Беринга. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia

Я считаю, что человек сам делает свою историю, сам выбирает путь. Но я не могла не заметить, что на моем пути было уже много знаков, которые так или иначе сигнализировали, что мне надо на Восток. На самый-самый Дальний! Я принимала это решение, полагаясь на свои чувства. Именно поэтому делать это было легко! 

Что касается "Тотального диктанта", я передала его в надежные руки. Теперь директором фонда поддержки языковой культуры граждан "Тотальный диктант" стал Вячеслав Беляков. Кстати, он из Владивостока! Я же насовсем с этим проектом тоже не расстаюсь, обязательно буду принимать участие в дальнейшей его жизни. Но теперь у меня есть и другие важные задачи здесь, на Камчатке. 

Когда я рассматривала вопрос о своем трудоустройстве, КамГУ им. Витуса Беринга только-только вошел в программу "Приоритет 2030". Я заглянула в стратегический проект вуза, который называется "Университет первооткрывателей".


Ольга Ребковец. Фото: Архив О. Ребковец

Миссия университета — готовить специалистов с такой авантюрной жилкой (в хорошем смысле), то есть таких же, как я, — готовых сорваться из Москвы на край земли для того, чтобы делать что-то классное, важное, интересное и полезное.

И то, что внутри, за этим красивым названием, меня тоже привлекло. Развитие человеческого капитала, развитие Дальнего Востока, экологическое мышление — это то, за что я готова бороться. Не было долгих раздумий, согласилась и поехала. 

— Уже удалось оценить масштаб работы здесь, на месте — сколько придется сломать, сколько построить и перестроить? Есть ли уже какие-то конкретные продвижения по "Приоритету 2030"?

— Очень надеюсь, что ломать ничего не придется, у меня нет такого видения и таких планов. Я понимаю, что много предстоит развивать и строить.


Ольга Ребковец на Камчатке. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia

Первые итоги работы по программе уже есть. КамГУ им. Витуса Беринга победил в конкурсе на создание зеркальной лаборатории. Зеркальная лаборатория — это когда один научный проект реализуется сразу двумя коллективами ученых. В нашем случае это КамГУ им. Витуса Беринга и Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). 

Перед профессионалами вузов стоит очень важная задача — определение эффективных инструментов развития человеческого потенциала на территории со сложными климатическими и географическими условиями. Специалисты в области педагогики и психологии нашего университета, я уверена, отлично справятся со своей частью работы.

А сотрудничество с НИУ ВШЭ позволит нам фундаментально подойти к решению этой задачи и качественно решить ее с учетом задач развития КамГУ им. Витуса Беринга, запроса работодателей и ключевых векторов социально-экономического развития Камчатского края. 

Также в университете уже открылась новая современная лаборатория антропогенной динамики экосистем. Она сконцентрирует свою работу на изучении антропогенной нагрузки и рациональном использовании природных объектов. Во взаимодействии с министерством туризма Камчатского края и туристическим бизнесом будет определена оптимальная антропогенная нагрузка на туристические объекты и маршруты, чтобы минимизировать вред природе. Также лабораторией будут проводиться исследования биоразнообразия региона. КамГУ им. Витуса Беринга заключило соглашение с Институтом мирового океана ДВФУ, и мы надеемся на плодотворное сотрудничество с учеными.

— У Университета уже есть опыт работы с нашими камчатскими учеными-вулканологами? 

— В КамГУ им. Витуса Беринга открыт уже второй набор в магистратуру по направлению “Геология” по профилю “Вулканология и сейсмология”. Эта сетевая образовательная программа реализуется при участии специалистов кафедры петрологии и вулканологии МГУ, а также специалистов Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН и Камчатского филиала "Единой геофизической службы Российской академии наук". Магистранты получают уникальную возможность работать с учеными мирового уровня на действующих вулканах Камчатки.


На вулкане Горелый. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia

Студенты могут проводить научно-исследовательские изыскания с применением современных методов, собирая собственные коллекции вулканических пород, получат доступ к базам ведущих отраслевых организаций и данным многолетних инструментальных наблюдений.


Авачинский вулкан. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia

Недавно мы договорились на совместную программу дополнительного образования и с Кроноцким заповедником. А впоследствии мы, возможно, выйдем и на создание магистратуры по направлению "Заповедное дело, где будут готовить кадры не только для нашего региона, но и для всей России. Потому что Кроноцкий заповедник — это во многом ориентир для других российских организаций, которые работают в сфере особо охраняемых территорий. 

— Перед вами стоит задача увеличивать количество студентов. Вы уже знаете, какими ресурсами? Реально ли это?

— В том числе, и такими уникальными программами, о которых я сказала раньше. Камчатка также может быть классным местом для проведения краткосрочных образовательных программ для жителей других регионов, может быть и центром компетенций, и центром сборки.


Курильское озеро и вулкан Ильинский. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia

Уникальная природа и привлекательность Камчатки как туристического объекта может сочетаться с образовательной функцией очень легко.

— Ну а если говорить о таком простом, но важном условии, как предоставление общежития… Это ведь для многих является одним из решающих факторов, чтобы сделать выбор в пользу того или иного университета. Строительство кампуса в столице Камчатки было анонсировано губернатором, это радостно, но это все же перспектива не самая близкая. А студентов нужно привлекать сегодня. Как с этим быть?

— Да, перспектива с кампусом, безусловно, нас радует. Но мы пытаемся решать эту проблему уже здесь и сейчас. На ученом совете принято решение, что университет будем предоставлять меры поддержки по обеспечению жильем тех, кто к нам приезжает из других регионов или из районов края. Если они выбрали наш вуз, мы им поможем с жильем. Это будет либо субаренда общежития, либо содействие в найме жилья. Никого на улице не оставим, будем рады видеть всех!

Программа "Приоритет 2030" — это старт для того, чтобы в регионе закипела научная жизнь, чтобы молодежи было интересно здесь учиться и работать, развивать свой край. По сути, нам предстоит глобальная задача: повернуть на Камчатке и на всем Дальнем Востоке "реки" вспять — остановить отток людей с этих территорий, показать, что это настоящее место силы!

Последние новости

Отключение электроэнергии 05.04.2025г.

Уважаемые жители Саянского района! По сообщению ПАО «Россети Сибири» «Красноярскэнерго» ЮВЭС Саянский РЭС 05.04.2025г.

Программа «Сказки по нотам» открывает фестиваль «Норильские сезоны»

Выступление музыкантов состоится 7 апреля 2025 года на сцене Норильского Заполярного театра драмы.

Епископ Агафангел совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в кафедральном соборе Норильска

Вечером 4 апреля 2025 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Преосвященнейший Агафангел, епископ Норильский и Туруханский,

Руководитель епархиального отдела по делам молодёжи принял участие в городском форуме «Традиции сохраним! Родину защитим!»

3 апреля 2025 года в Городском центре культуры г. Норильска состоялся агитационно-патриотический форум «Традиции сохраним!

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Славянске-на-Кубани с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *