Православная неделя с 12 по 18 сентября: Начало индикта — церковное новолетие и празднование иконе Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина»

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви.

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 12–18 сентября в 2022 году — четырнадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

12 сентября (30 августа по ст. ст.). Перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского


Имя за­щит­ни­ка ру­бе­жей Рос­сии и по­кро­ви­те­ля во­и­нов из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми на­шей Ро­ди­ны — свя­той бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский ро­дил­ся 13 мая 1221 года в го­ро­де Пе­рея­слав­ле-За­лес­ском. Сви­де­тель­ство известности князя — мно­го­чис­лен­ные хра­мы, по­свя­щен­ные свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му. Наи­бо­лее из­вест­ные из них: Пат­ри­ар­ший со­бор в Со­фии, ка­фед­раль­ный со­бор в Тал­лине, храм в Тби­ли­си. Эти хра­мы — за­лог друж­бы рус­ско­го на­ро­да-осво­бо­ди­те­ля с брат­ски­ми на­ро­да­ми.
12 сентября 1724 года основатель Санкт‑Петербурга Петр I собственноручно перенес в учрежденный им мужской монастырь мощи святого благоверного князя Александра Невского, покоившиеся до этого во Владимире. Так город на Неве обрел своего небесного покровителя, а день 12 сентября стал для Петербурга особым праздником.
В 1743 году императрицей Елизаветой Петровной был учрежден общегородской праздничный крестный ход в день перенесения мощей благоверного князя Александра Невского. Традиция крестного хода по Невскому проспекту 12 сентября, прерванная в годы советской власти, была возобновлена во время празднования 300-летия Александро-Невской лавры в 2013 году.

14 сентября (1 сентября по ст. ст.). Начало индикта — церковное новолетие


Мы празднуем Новый год в январе, причём дважды, однако, январский Новый год — петровское новшество, а 14 сентября имеет давнюю и почтенную традицию. Не случайно в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и 14 сентября, потому что в церковном календаре — ещё только 1-е сентября. Действительно, здесь мы читаем: «Начало индикта — церковное новолетие». Исходя из заголовка, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным «индиктом».
Индикт — это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого «индиктио́на»), от одной инди́кции (переписи) к другой. Сами индиктионные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.
Первоначально «инди́кция» (лат. indictio — «провозглашение») — это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остаётся неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре-гонителе Диоклетиане (284–305), кардинально реформировавшем систему правления, каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам. Официально этот счет времени ввёл святой равноапостольный император Константин Великий (в 312/3 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября — даты рождения первого римского императора Октавиана Августа, но в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах. Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми.
В современном русском православном календаре под 1/14 сентября значится «Начало индикта — церковное новолетие», отмечаемое в храмах благодарственным молебном. Этот Новый год (так называемый «сентябрьский стиль») — вместе с эрой от Сотворения мира, «апо́ ту ко́сму, апо́ ту Адам» — был одновременно и государственным в России до 1700 года. Следует помнить, что этот Церковный Новый год по юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX–XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 года будет приходиться на 15 сентября, и т.д.).

17 сентября (4 сентября по ст. ст.). Празднование иконе Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина»


«Неопалимая Купина» — образ, известный с ранних веков христианства. Он символически отражает ветхозаветное событие, описанное в книге Исход, когда недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Моисей, пасший овец, увидел горящий куст, подошел посмотреть «отчего куст горит огнем, но не сгорает» (Исх.3:2), и Бог, воззвав к нему из пламени, призвал вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Для христиан этот куст, не сгоравший в огне, стал прообразом Божией Матери, которую не опалил огонь Божества при непорочном зачатии.
На Русь эта икона попала еще в 1390 году — ее привезли в Москву палестинские монахи — и хранилась в Благовещенском соборе московского Кремля. А начиная с XVI века, по стране стали расходиться ее многочисленные списки, многие их которых почитались чудотворными.
За­ме­ча­тель­но со­бы­тие с ри­зой этой ико­ны. В 1812 го­ду фран­цу­зы ее по­хи­ти­ли. Пе­ред остав­ле­ни­ем ими Моск­вы при­шел к свя­щен­ни­ку Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря о. Алек­сию Вве­ден­ско­му поль­ский сол­дат и от­дал ему ри­зу с ико­ны «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны», про­ся воз­вра­тить ее в ту цер­ковь, от­ку­да она взя­та. Сол­дат при­знал­ся, что с тех пор, как он по­хи­тил ри­зу, он не мо­жет най­ти по­коя и его му­чит невы­но­си­мая тос­ка.
В этом же хра­ме сто­ит по­жерт­во­ван­ная в 1835 го­ду и осо­бен­но чти­мая с 1837 го­да дру­гая неболь­ших раз­ме­ров ико­на «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны». На ней пе­ред Бо­го­ма­те­рью изо­бра­жен мо­ля­щий­ся че­ло­век. В хра­ме хра­нит­ся осо­бая ру­ко­пис­ная служ­ба иконе с при­пис­кой, что на Си­най­ской го­ре есть обы­чай петь эту служ­бу во вре­мя силь­ной гро­зы, «егда мол­ния бы­ва­ет страш­на».

17 сентября (4 сентября по ст. ст.). Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911)


Этот святой, живший в 1705–1754 годах, особо почитается верующими юго-западных регионов России.
Он прожил совсем недолгую жизнь, и многие годы страдал от болезней. Однако, управляя Белгородской епархией, владыка Иоасаф прославился как чрезвычайно деятельный и внимательный к церковной жизни архиерей. В частности, он строго следил за благочестием духовенства, состоянием храмов и правильностью совершения богослужений.
От священников владыка требовал правильного соблюдения церковного устава и традиций, много прилагал сил для их образования. В то же время святитель заботился и о духовно-нравственном состоянии своей паствы: помогал бедным, вразумлял преступников, занимался благотворительностью. Много времени святой Иоасаф уделял и внутреннему подвигу, ежедневно и усиленно молился.
Часть своего служения владыка посвятил литературной деятельности. Так, помимо «Брани», он составил краткую автобиографию, фамильные записки, одно поучение (Слово) и несколько окружных посланий и писем.

Пресс-служба Красноярской епархии

Последние новости

Отключение электроэнергии 05.04.2025г.

Уважаемые жители Саянского района! По сообщению ПАО «Россети Сибири» «Красноярскэнерго» ЮВЭС Саянский РЭС 05.04.2025г.

Программа «Сказки по нотам» открывает фестиваль «Норильские сезоны»

Выступление музыкантов состоится 7 апреля 2025 года на сцене Норильского Заполярного театра драмы.

Епископ Агафангел совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в кафедральном соборе Норильска

Вечером 4 апреля 2025 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Преосвященнейший Агафангел, епископ Норильский и Туруханский,

Руководитель епархиального отдела по делам молодёжи принял участие в городском форуме «Традиции сохраним! Родину защитим!»

3 апреля 2025 года в Городском центре культуры г. Норильска состоялся агитационно-патриотический форум «Традиции сохраним!

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Севастополе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *