Православная неделя с 24 по 30 октября: День памяти святых оптинских старцев, Иверской иконы Божией матери и жертв политический репрессий

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви.

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. С  24 по 30 октября в 2022 году — двадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

24 октября (11 октября по ст. ст.). День памяти святых оптинских старцев

В этот день в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору преподобных Оптинских старцев, а также память ещё семи известных поимённо угодников Божиих.

Преподобный Лев Оптинский . Один из самых почитаемых русских святых первой половины XIX столетия, основатель Оптинского старчества, в честь которого также совершается празднование Собора преподобных Оптинских старцев.

Апостол от семидесяти Филипп . Святой I века, входивший во второй круг учеников Спасителя и учеников первых 12 апостолов. Не стоит путать этого святого с другим апостолом Филиппом (от двенадцати), ставшим третьим учеником Христа. Этот святой наряду с первомучеником Стефаном стал одним из первых диаконов Церкви Христовой, а впоследствии был рукоположен в священнический и епископский сан. Совершал своё архипастырское служение в Лидии, где привёл ко Христу многих местных жителей. Скончался в глубокой старости.

Преподобный Феофан исповедник . Святой IX столетия, епископ Никейский. Известен как творец канонов (богослужебных текстов), а также как борец с ересью иконоборчества. Вместе со своим братом, преподобным Феодором Начертанным, немало претерпел от еретиков, однако увидел Торжество Православия и был освобождён из темницы. Мирно отошёл ко Господу около 850 года от Рождества Христова.

Мученицы Зинаида и Филонилла Тарсийские . Святые страдалицы, принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в апостольском I веке. Родственницы первоверховного апостола Павла святые Зинаида и Филонилла покинули родной Тарс и поселились в удалённой пещере, где непрестанно совершали молитвы и исцеляли прибегающих к ним. Узнав об этих святых праведницах, идолопоклонники забили их камнями.

Преподобный Феофан Печерский, постник . Святой XII столетия, совершавший монашеские духовные подвиги в первой обители Земли Русской – легендарной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. Широко прославился своим сугубым постничеством – практически полным отказом от пищи.

Священномученики Филарет Великанов и Александр Гривский, пресвитеры . Православные священнослужители, пострадавшие за верность христианской вере в начале советских богоборческих гонений в 1918 году. Позднее оба были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

26 октября (13 октября по ст. ст.). День памяти Иверской иконы Божией матери

Иверскую икону Богородицы, по преданию, написал евангелист Лука в дни земной жизни Божьей Матери и с Ее благословения. Святыня, которая долгое время находилась в малоазийской Никее, с начала XI века пребывает неотлучно в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, в честь которого и была названа.

Слух о чудотворной Иверской иконе Божьей Матери на Руси распространилась в XVII веке. Архимандрит Новоспасской обители — Никон, будущий Патриарх, попросил архимандрита Иверского Афонского монастыря Пахомия прислать в Москву список чудотворный иконы.

Копию с Иверского образа написал афонский инок Иамвлих и через год, в 1648 году, икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. Жители столицы торжественно встретили образ 26 октября (по новому стилю). С тех пор православная церковь в этот день празднует день перенесения Иверской иконы Божьей Матери в Москву.

28 октября (15 октября по ст. ст.). День иконы Божией матери «Спорительница хлебов»

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» была на­пи­са­на по бла­го­сло­ве­нию стар­ца Введенской Оп­ти­ной пу­сты­ни иерос­хи­мо­на­ха Ам­вро­сия. Отец Ам­вро­сий осо­бен­но чтил все Богородичные празд­ни­ки и в эти дни усу­губ­лял мо­лит­ву. Ико­ной «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» отец Ам­вро­сий бла­го­сло­вил ос­но­ван­ную им неда­ле­ко от Оп­ти­ной пу­сты­ни Ша­мор­дин­скую жен­скую оби­тель в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

На этой иконе Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на си­дя­щей на об­ла­ках. Её ру­ки рас­про­стёр­ты на бла­го­сло­ве­ние. Вни­зу — сжа­тое по­ле, а на нём сре­ди трав и цве­тов сто­ят и ле­жат сно­пы ржи. Ста­рец Ам­вро­сий сам ука­зал день празд­не­ства — 15 ок­тяб­ря и на­звал об­раз «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов», ука­зы­вая этим, что Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца — «По­мощ­ни­ца лю­дям в их тру­дах по снис­ка­нию хле­ба на­сущ­но­го». Пе­ред сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ной отец Ам­вро­сий за­ка­зы­вал во мно­же­стве фо­то­сним­ки с этой ико­ны и раз­да­вал и рас­сы­лал их сво­им ду­хов­ным де­тям. Для пе­ния ака­фи­ста пе­ред свя­тым об­ра­зом ста­рец со­ста­вил осо­бый при­пев: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с То­бою! По­даждь и нам, недо­стой­ным, ро­су бла­го­да­ти Тво­ея и яви ми­ло­сер­дие Твое!»

28 октября (15 октября по ст. ст.). День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского

Ро­дил­ся бу­ду­щий епи­скоп Афа­на­сий (Сер­гей Гри­горь­е­вич Са­ха­ров) 2 июля (ст. ст.) 1887 го­да, в празд­ник По­ло­же­ния чест­ной ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне. На­ре­чён­ный в честь пе­чаль­ни­ка зем­ли Рус­ской пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, бу­ду­щий вла­ды­ка глу­бо­ко вос­при­нял без­за­вет­ную лю­бовь к Церк­ви и Оте­че­ству, ко­то­рая так от­ли­ча­ла пре­по­доб­но­го. Дет­ские и юно­ше­ские го­ды Сер­гия Са­ха­ро­ва про­шли в древ­нем и свя­том гра­де Вла­ди­ми­ре-на-Клязь­ме.

Труд­но­сти и ис­пы­та­ния в жиз­ни Сер­гия на­ча­лись с ма­ло­лет­ства, став той жиз­нен­ной сре­дой, в ко­то­рой он ду­хов­но му­жал. От­ца маль­чик ли­шил­ся в ран­нем воз­расте, но в ма­те­ри сво­ей на­шел всё, что нуж­но бы­ло для до­стой­но­го вхож­де­ния в жизнь. Она же­ла­ла ви­деть его в мо­на­ше­ском чине, и за это Сер­гий был при­зна­те­лен ей всю жизнь. Сер­гий охот­но хо­дил в при­ход­скую цер­ковь, ни­ко­гда не тя­го­тил­ся про­дол­жи­тель­но­стью цер­ков­ных служб. Бо­го­слу­же­ние как выс­шая сте­пень мо­лит­вы бы­ло глав­ной лю­бо­вью бу­ду­ще­го вла­ды­ки. Он с дет­ства пред­ощу­щал се­бя слу­жи­те­лем Церк­ви и да­же сверст­ни­кам сво­им дерз­но­вен­но го­во­рил, что бу­дет ар­хи­ере­ем.

Цер­ков­ные по­слу­ша­ния вла­ды­ки Афа­на­сия на­ча­лись с Пол­тав­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, где его сра­зу за­ме­ти­ли как та­лант­ли­во­го пре­по­да­ва­те­ля. Но в пол­ную си­лу уче­но­го-бо­го­сло­ва вла­ды­ка во­шел в род­ной Вла­ди­мир­ской се­ми­на­рии, про­явив се­бя убеж­ден­ным и вдох­но­вен­ным бла­го­вест­ни­ком сло­ва Бо­жия. Его вво­дят в Епар­хи­аль­ный со­вет, воз­ла­га­ют от­вет­ствен­ность за со­сто­я­ние про­по­ве­ди на при­хо­дах епар­хии. Он же за­ве­ду­ет бе­се­да­ми и чте­ни­я­ми при Успен­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре, осве­щая мно­гие зло­бо­днев­ные во­про­сы то­гдаш­не­го вре­ме­ни.

Иеро­мо­на­ху Афа­на­сию бы­ло трид­цать лет, ко­гда в Рос­сии про­изо­шла ре­во­лю­ция. В это вре­мя на­ча­ли ча­сто со­би­рать­ся так на­зы­ва­е­мые «епар­хи­аль­ные съез­ды», на ко­то­рых под­ни­ма­ли го­ло­ву лю­ди, враж­деб­ные ве­ко­вым пра­во­слав­ным усто­ям рус­ской жиз­ни. Все это тре­бо­ва­ло стро­гой цер­ков­ной оцен­ки и долж­но­го от­по­ра.

В это же вре­мя он на­чи­на­ет ра­бо­ту над зна­ме­ни­той служ­бой Всем свя­тым, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­шим, став­шей за­ме­ча­тель­ным ли­тур­ги­че­ским па­мят­ни­ком его люб­ви к на­шей Свя­той Церк­ви. Иеро­мо­на­ху Афа­на­сию при­над­ле­жа­ла мысль из­брать для сти­хир на «Гос­по­ди, воз­звах» по од­ной сти­хи­ре из Об­щей Ми­неи каж­до­му ли­ку свя­тых, а в ка­ноне рас­по­ло­жить свя­тых по об­ла­стям. Каж­дая песнь ка­но­на за­вер­ша­лась, так­же по его идее, тропарем Божией Матери пред наи­бо­лее чти­мой в этой об­ла­сти иконой Ее. Рас­смат­ри­вав­ший но­вую служ­бу член Си­но­да мит­ро­по­лит Сер­гий (Стра­го­род­ский) внес в нее со­став­лен­ный им са­мим тро­парь «Яко же плод крас­ный…». Под­го­тов­лен­ный пер­вый ва­ри­ант служ­бы рас­смат­ри­вал за­тем и Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон.

Важ­ней­шим и пе­ре­лом­ным со­бы­ти­ем в жиз­ни вла­ды­ки Афа­на­сия ста­ло по­став­ле­ние его из ар­хи­манд­ри­тов во епи­ско­па Ков­ров­ско­го, ви­ка­рия Вла­ди­мир­ской епар­хии. Про­изо­шло это в Ниж­нем Нов­го­ро­де в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Самп­со­на Стран­но­при­им­ца, 10 июля 1921 го­да. Воз­гла­вил хи­ро­то­нию мит­ро­по­лит Вла­ди­мир­ский Сер­гий (Стра­го­род­ский), бу­ду­щий Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си.

Глав­ной за­бо­той и бо­лью свя­ти­тель­ско­го по­дви­га вла­ды­ки Афа­на­сия бы­ло не про­ти­во­дей­ствие вла­стей, не раз­ру­ха и да­же не за­кры­тие хра­мов и мо­на­сты­рей, а по­яв­ле­ние внут­ри Церк­ви но­во­го рас­ко­ла, из­вест­но­го под име­нем «об­нов­лен­че­ства».

30 октября (17 октября по ст. ст.). День памяти жертв политических репрессий

Это памятный день, в который проходят траурные акции и памятные мероприятия, посвященные людям, погибшим и пострадавшим в ходе политических репрессий. Мероприятия в этот день официально проходят в России ежегодно 30 октября, начиная с 1991 года.

В День памяти жертв политических репрессий вспоминают миллионы людей, которые были необоснованно подвергнуты репрессиям, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, лишены жизни в годы сталинского террора и после него.

В 1989 году началась массовая реабилитация. Был найден и предан гласности ряд мест массовых погребений, среди них Куропаты (лесное урочище на северо-восточной границе Минска, Белоруссия), Левашово (Ленинградская область), Бутово (Москва), Коммунарка (Москва). Появились первые книги памяти о погибших и пропавших без вести от репрессий.

В Москве траурные мероприятия ежегодно проходят у Соловецкого камня — гранитного валуна, который привезли с Соловецких островов, где был расположен Соловецкий лагерь особого назначения, и установили 30 октября 1990 на Лубянской площади перед зданием ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ.

В целях восстановления справедливости, законных прав граждан России на свободу совести и вероисповедания 14 марта 1996 года вышел указ Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий».

За прошедшие годы были изданы сотни книг памяти с именами репрессированных, тысячи исследований и сборников документальных материалов о репрессиях, установлены памятные знаки и монументы жертвам репрессий, продолжалась работа с архивными материалами, создавались тематические музейные экспозиции.

Пресс-служба Красноярской епархии

Последние новости

Отключение электроэнергии 05.04.2025г.

Уважаемые жители Саянского района! По сообщению ПАО «Россети Сибири» «Красноярскэнерго» ЮВЭС Саянский РЭС 05.04.2025г.

Программа «Сказки по нотам» открывает фестиваль «Норильские сезоны»

Выступление музыкантов состоится 7 апреля 2025 года на сцене Норильского Заполярного театра драмы.

Епископ Агафангел совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в кафедральном соборе Норильска

Вечером 4 апреля 2025 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Преосвященнейший Агафангел, епископ Норильский и Туруханский,

Руководитель епархиального отдела по делам молодёжи принял участие в городском форуме «Традиции сохраним! Родину защитим!»

3 апреля 2025 года в Городском центре культуры г. Норильска состоялся агитационно-патриотический форум «Традиции сохраним!

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Сальске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *