Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение
Аутизм — это расстройство, характеризующееся нарушением социальной адаптации, речевыми нарушениями и психическим развитием. Но, если обнаружить это заболевание у ребенка рано и начать своевременное лечение, можно достичь заметных результатов - основная задача терапии заключается в обучении и социализации ребенка. Однако в России ситуация с диагностикой и лечением аутизма далеко не идеальна. В первую очередь, это связано с недостатком специалистов и слабым осведомлением родителей об этой проблеме.
Еще в середине прошлого века аутизм был редким заболеванием, но со временем его диагностируют все чаще. Особенно это заметно в США, где врачи более внимательно относятся к этой проблеме. В 1970-х годах один аутист на 10 000 детей, 15 лет назад – один на 250 детей, а сейчас – один на 88 детей или один на 52 мальчика и 250 девочек. В России нет официальной статистики по количеству детей-аутистов, так как такой учет не ведется. Но, согласно приблизительным данным, у нас также есть десятки тысяч заболевших детей.
Рост количества случаев аутизма у детей вызывает серьезную озабоченность, но до сих пор его причины не до конца понятны. Ученые сходятся во мнении, что на появление аутизма влияют несколько факторов, а не одна причина. Но, несмотря на это, право на своевременную диагностику и коррекцию аутизма должны иметь все дети.
Аутизм - это сложное нейроразвитие, часто понимаемое как спектр расстройств, проявляющихся в области социального взаимодействия и коммуникации. Как правило, данное заболевание диагностируется у детей до 3 лет, и хотя его причины до конца не известны, возможным рядом стимулов для развития аутизма считаются:
- Генные модификации;
- Органические поражения центральной нервной системы (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
- Гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
- Воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
- Ртутное отравление, в том числе при вакцинации младенца;
- Чрезмерное употребление антибиотиков;
- Химическое воздействие на организм матери в период беременности.
Однако не существует доказательств того, что эти факторы могут быть главной причиной развития аутизма. Но исследования показали, что серьезное воздействие на ребенка может повысить риск возникновения аутизма, особенно если у ребенка есть наследственная предрасположенность к данной проблеме. В этом случае, также могут привести к аутизму факторы, такие как сильный испуг и перенесенная инфекция.
Для родителей детей с аутизмом очень важно проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании своего ребенка. Они должны создать в доме наиболее спокойную обстановку для него. Этого можно достичь, заботясь о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых и посещая психолога для консультаций.
Но помощь родителей необходима не только дома. Они должны помочь своему ребенку адаптироваться на улице, в детском саду и в школе. Родители должны упорно, но мягко помогать своему ребенку преодолевать его сопротивление и нежелание общаться. В конечном итоге они должны показать ему, что вполне возможно общаться словами, играть со сверстниками и так далее.
Методы лечения аутизма медикаментозными средствами обычно используются только для уменьшения отдельных симптомов, так как не существует лекарственной терапии для этого заболевания.
Лечение аутизма с помощью препаратов применяется для устранения неадекватных поведенческих реакций, таких как аутоагрессия, агрессия в отношении других людей, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства, а также повышенной двигательной активности. В подобных случаях нейролептики и психостимуляторы, являющиеся препаратами для стабилизации настроения, могут быть прописаны врачом.
Однако чрезмерное использование психотропных препаратов в лечении аутизма не рекомендуется. Хотя эти препараты могут помочь справиться с некоторыми симптомами, они также могут вызывать регрессию интеллектуальных и речевых способностей.
Дисбактериоз, обусловленный неправильной работой кишечника у детей-аутистов, является распространенной проблемой. Для решения этой проблемы педиатры рекомендуют использовать пробиотики, которые помогают восстановить правильный баланс в кишечнике.
Недостаток витаминов, минералов и аминокислот также может возникнуть у детей-аутистов и при их обнаружении необходимо принимать лекарственные комплексы, которые содержат витамины C, E, B6, B12, минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец и кислоты: фолиевую и липоевую.
Помимо всего перечисленного, для терапии аутизма может применяться также метод лечения с использованием полинасыщенных жирных кислот омега-3, которые содержатся в льняном семени, рыбьем жире и других продуктах. Такое лечение способствует снижению раздражения в кишечнике и успокаивает психику.
Гормон секретина, не производимый поджелудочной железой больного, может помочь улучшить его общее состояние и концентрацию внимания.
Нормализация стула и лучшее усвоение пищи могут быть достигнуты путем использования пищеварительных ферментов.
Лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами может быть необходимым из-за обилия дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малой сопротивляемости организма и дисбактериоза.
Определенные случаи аутизма могут требовать иммуностимулирующей терапии, а дети, страдающие аутоиммунными заболеваниями, могут потребовать особенного лечения с использованием стероидов и иммуноглобулинов.
Высокое содержание тяжелых металлов в организме иногда требует выведения их из организма при помощи специальных препаратов, таких как димеркаптосукциновая кислота (DMSA), при использовании процедуры хелирования.
Для облегчения проявлений аутизма может помочь особый режим питания, который включает в себя следующие рекомендации:
- Избегайте пищи, содержащей казеин (молоко) и глютен (пшеница, рожь, овес, ячмень).
- Не употребляйте продукты, содержащие консерванты и красители.
- Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
- Снизьте потребление сахара.
- Употребляйте больше пищи, содержащей клетчатку.
- Пейте много воды.
- Отдайте предпочтение белковой пище перед углеводной.
Соблюдение этих простых правил позволит уменьшить проявления аутизма и улучшить качество жизни людей, страдающих этим расстройством.
Дети с аутизмом могут столкнуться с серьезными проблемами в содержании многих веществ, независимо от того, какой диеты они придерживаются. Недостаток витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина и микроэлементов, таких как цинк, селен, марганец, молибден, хром и ванадий, может быть одним из них. Кроме того, уровни адреналина, норадреналина и дофамина могут отличаться, а опиатоподобные гормоны (эндорфины) могут быть в повышенной концентрации.
Некоторые дети с аутизмом могут также иметь повышенное содержание определенных веществ, таких как ртуть, свинец, алюминий, мышьяк и сурьма, в своих организмах, что может приводить к большим проблемам в дальнейшем.
Но как лечить аутизм? Вся терапия аутизма, будь то поведенческая или медицинская, зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка. Лучше всего провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем, прежде чем принимать какие-либо лекарства. Врач сможет профессионально оценить, как лечить аутизм. Медикаментозные терапии и диеты могут быть эффективными, но не всем детям они помогают. Важно отслеживать эффективность терапии в каждом конкретном случае.
Признаки и симптомы аутизма, которые можно заметить у детей
Для того, чтобы сразу обнаружить аутизм у детей, нужно следить за их поведением, а также фиксировать все нетипичные проявления для детей того же возраста. Обязанностью родителей является первыми замечать любые изменения в поведении ребенка.
В целом, аутизм относится к группе заболеваний, которые имеют общие симптомы, и известен как расстройство аутистического спектра. Эти симптомы становятся более заметными, когда ребенок достигает возраста в полтора-два года. Они перечислены ниже:
-
Нарушение речи.
За этим симптомом следить нужно внимательно, поскольку часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, в то время как другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети, которые еще не достигли 12 месяцев, могут не гулять или издавать одни и те же звуки. У двухлетних детей-аутистов обычно крайне бедный словарный запас, который составляет около 15 слов. В 3 года они почти не могут комбинировать слова. Кроме того, дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, при этом многие не используют речь для общения. Они, также, описывают себя в третьем лице, не используя личные местоимения или обращения.
-
Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями.
Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.
-
Проблемы в социализации.
Ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, находясь среди других людей, и с годами испытывает тревогу. Так называемые «дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками и не могут построить дружеские отношения как не понимают эмоции других людей и правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое защищает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
-
Приступы агрессии.
Любое расстройство или неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессивное поведение у детей-аутистов может быть направлено как на других людей, так и на самих их, причем это происходит у 30% больных.
-
Слабый интерес к игрушкам.
Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке, или не сможет заменить ложку на палочку. Он может только повторять действия, которые кто-то уже делал перед ним. Проявления аутизма у детей могут проявляться в нестандартном использовании игрушек, а также в приверженности к только одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.
-
Стереотипное поведение и боязнь перемен.
Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются и могут впадать в агрессию. Реакция такого рода может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставил игрушки на полке.
Все случаи заболевания детским аутизмом являются уникальными и индивидуальными. У некоторых детей аутизм может проявляться через все перечисленные симптомы, в то время как у других он может проявляться только через некоторые особенности поведения и речи. Существуют и более легкие формы заболевания, при которых аутисты заканчивают школу, создают семью и работают. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм быстро диагностируется докторами.
Детский аутизм можно распознать не только по поведенческим признакам, но и по физическим и физиологическим. Не все эти признаки встречаются у каждого ребенка, но все же существует тенденция к возникновению этих особенностей.
Некоторые из физических и физиологических признаков аутизма у детей включают в себя:
- Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
- Судороги.
- Ослабленный иммунитет.
- Синдром раздраженного кишечника.
- Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
- Нарушение функций поджелудочной железы.
Диагностика аутизма у детей: что нужно знать
Для того чтобы подозреть аутизм у ребенка, необходимо обратить внимание на три признака: трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение. Однако, следует помнить, что при классическом детском аутизме все эти симптомы проявляются в первые три года жизни ребенка.
Для более точной диагностики, специалист по заболеваниям или нейропсихолог проводит исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств: МКБ-10 и DSM-5. Для медицинской диагностики необходимо, чтобы у ребенка было как минимум шесть симптомов из этих классификаций.
Решение об установлении диагноза принимается путем наблюдений за ребенком в привычной для него среде и интервьюирования родителей. Для этого используются стандартизированные документы, такие как ADI-R (Опросник для диагностики аутизма), ADOS (Шкала наблюдения для диагностики аутизма) и CARS (Оценочная шкала детского аутизма), особенно в США и Европе.
В России имеется сложная ситуация с диагностикой детского аутизма, что обусловлено недостатком стандартов и соответствующем обучении медицинских специалистов. Часто врач-педиатр не в состоянии заподозрить аутизм на основании нетипичного поведения ребенка, а родители зачастую не сообщают о подобных фактах.
При подозрении на наличие детского аутизма требуется прохождение медицинской комиссии, где, помимо лечащего врача, присутствовать должны невролог, психиатр, психолог, а в идеале - специалист по болезням аутистического спектра, а также родители и воспитатели, если ребенок посещает детский сад.
В процессе диагностики аутизма возможны трудности дифференциации его с другими заболеваниями, что актуально, особенно в раннем детском возрасте. Еще одной проблемой российской медицины является путаница в диагнозах. Это серьезная проблема, поскольку лечение аутизма сильно отличается от методов лечения умственной отсталости или шизофрении. Неправильное лечение может повлечь за собой негативные последствия и лишить ребенка аутиста возможностей на нормальную жизнь.
Дифференциальная диагностика аутизма с другими заболеваниями
Заболевание, известное как детский аутизм или синдром Каннера, может быть отличено от других расстройств аутистического спектра (РАС), таких как синдром Аспергера. Первое отличие состоит в том, что синдром Аспергера является более легкой формой заболевания. Если у ребенка имеется этот синдром, то его интеллектуальное и речевое развитие не отстает от соответствующих норм возраста, но могут возникать трудности в общении и понимании других людей.
Еще одной формой РАС является высокофункциональный аутизм. При этой форме уровень IQ больных является нормальным, что отличает ее от классического аутизма.
Детское дезинтегративное расстройство представляет собой наиболее опасную форму аутизма, но наблюдается у относительно малого числа детей. Однако, именно по данной форме РАС наблюдается наибольший рост заболеваемости. Обнаружить дезинтегративное расстройство можно после 4 лет. До этого в развитии ребенка не обнаруживается серьезных отклонений, а затем вдруг появляются симптомы аутизма с последующим регрессом развития. Однако, при оптимальной терапии можно помочь детям и в этом случае.
Если ребенок не смотрит людям в глаза, ведет себя отстраненно, не отвечает на вопросы, то, в первую очередь, следует проверить органы его чувств, особенно если отсутствует ритуальное поведение. Так как и нарушение слуха и зрения могут стать причиной подобных симптомов.
Аутизм не является единственным детским психическим заболеванием, с которым могут столкнуться родители. Ниже представлены некоторые другие заболевания.
Умственная отсталость. У таких детей отсутствуют склонность к однообразным движениям и речевые расстройства, характерные для аутизма, что облегчает их общение с миром, игры с игрушками и эмоциональный контакт.
Шизофрения. Это заболевание схоже с аутизмом по симптомам, что делает его диагностику сложной. Тем не менее, детская шизофрения является редким заболеванием, которое проявляется после трехлетнего возраста. Дети страдают галлюцинациями, бредовыми состояниями, но, в отличие от аутизма, интеллект и речь не страдают так сильно.
Госпитализм (депривационный синдром). Это психическое и физическое отставание у детей, вызванное изоляцией от матери. Оно встречается у детей, рожденных в детских домах, а также у тех, чьи родители не проявляют должного внимания к своим детям.
Выявление аутизма у ребенка в раннем возрасте позволяет начать терапию заболевания как можно скорее, что дает большой шанс интегрироваться в социальную среду.
Как лечить и корректировать аутизм у детей
Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как можно лечить аутизм у детей. Среди наиболее известных можно назвать такие, как "Прикладной анализ поведения" и "Игровое время" (Floor Time), а также ТЕАССН и другие, которые были разработаны в США. Во всех этих случаях терапия заключается в обучении детей определенным сценариям поведения и активном взаимодействии с ними. Важно отметить, что терапевтические результаты напрямую зависят от старательности родителей.
На данный момент в нашей стране еще не так много специалистов, которые занимаются реабилитацией аутистов по уже существующим методикам. Тем не менее, необходимо проявлять настойчивость при поиске компетентного психиатра. К сожалению, в коррекционно-развивающих учреждениях таким детям по-прежнему не уделяется достаточного внимания, однако эффективное взаимодействие с аутистами должно проводиться комплексно, включая рабочие встречи с психиатрическими специалистами, учебные заведения и детские сады. В любом случае, забота о детях с аутизмом лежит на первую очередь на родителях, независимо от того, в какой стране они живут.
Существует несколько важных подсказок, как помочь детям с аутизмом:
-
Прививание жизненно важных навыков ребенку должно основываться на повторении одних и тех же действий. Например, если ребенок уже научился мочить зубы, его следует снова и снова учить этому уроку.
-
Родители должны соблюдать строгий график дня для ребенка с аутизмом, и не нарушать его.
-
Разрешается только постепенная смена обстановки и привычек ребенка.
-
Родители должны как можно чаще общаться с ребенком и проводить с ним много времени.
-
Тем неменее, не следует повышать голос, ругать или наказывать ребенка, когда устанавливается контакт с ним.
-
Раннее эмоциональное взаимодействие с малышом поможет при раннем детском аутизме: брать на руки, прижимать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
-
Если оральное общение представляется трудным, возможно общение при помощи картинок и карточек.
-
Не следует позволять ребенку перенапрягаться, необходимо разрешить перерывы между занятиями, играми и временем в уединении.
-
Регулярные тренировки помогут малышам справляться со стрессом и установкой физической формы.
-
Не подавляйте инициативу ребенка и не спешите его в выполнении действий.
Фото: freepik.com