Выездные и камеральные налоговые проверки: сходство и отличия
Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России) по результатам налоговых проверок в 2021 году доначислила почти 138 млрд рублей в федеральный бюджет.
Основная цель всех видов налоговых проверок - это контроль за соблюдением компаниями налогового законодательства и реальности суммы перечисленных налогов в бюджет. К слову, прохождение налоговой проверки влечет за собой большое количество дополнительной работы по подготовке документов и их предоставлению. Однако, каждый вид налоговой проверки имеет свои особенности. В этой статье мы расскажем о том, как проводятся такие проверки.
Организации могут столкнуться с двумя видами налоговых проверок: выездной и камеральной. Независимо от выбранного варианта, цель проверки всегда заключается в сопоставлении предоставленной налоговой отчетности с реальной деятельностью компании.
Как следует из названия, выездная проверка проводится на месте нахождения предприятия и требует активного участия его представителей. Проверка может быть назначена только по решению руководителя налогового органа и чаще всего проводится в случае наличия у фискальных органов оснований подозревать о налоговых нарушениях. Цели выездной проверки заключаются в контроле за правильностью исчисления и внесения в бюджет налогов и сборов, взыскании недоимок по налогам и пеням, привлечении к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, и предупреждении этих правонарушений.
Камеральная проверка, в свою очередь, является регулярной и проводится на основе данных, предоставляемых самой организацией, а также уже имеющихся у ФНС. В отличие от выездной проверки, в камеральной представители компании не участвуют. Процедура проходит без уведомления организации и состоит в анализе налоговых деклараций и расчетов. Цели камеральной проверки сводятся к выявлению налоговых нарушений, контролю соблюдения законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, взысканию сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов и пеней, а также наложению налоговых санкций, если для этого имеются основания.
Важно отметить, что риски проведения внеплановой налоговой проверки могут оценить специалисты, которые также смогут дать рекомендации по ее прохождению с минимальными потерями.
Порядок проведения налоговых проверок: сравнение камеральных и выездных
Обязательность в правильности исчисления и уплаты налогов является общей для камеральной и выездной налоговых проверок, однако есть некоторые различия между этими видами проверок:
1. Основание для проверки: при камеральных налоговых проверках компании самостоятельно подают декларацию в ИФНС без распоряжения инспекции. В то же время, выездные проверки проводятся только при подозрении в недостаточной аккуратности в налоговых расчетах либо при включении компании в план проверок ФНС.
2. Предмет проверки: выездная налоговая проверка включает более детальное изучение документации, возможных налоговых уклонений и других серьезных недочетов. Во время выездной проверки сотрудники ФНС могут проверить не только один вид налогов, но и правильность расчетов и уплаты сразу нескольких платежей. В рамках камеральной проверки фискальные органы проверяют только ошибки и правильность расчетов, а также своевременность подачи документов.
3. Место проведения проверки: камеральные проверки проводятся без выезда инспектора на территорию проверяемой организации - все работы происходят в кабинетах сотрудников ФНС. Выездные проверки проводятся на месте у налогоплательщика, хотя при невозможности предоставления проверяемого места, проверка может происходить на территории инспекции.
4. Сроки проведения налоговой проверки: для камеральной проверки установлен срок в три месяца с момента подачи документов в ИФНС, обычно документы предоставляются один раз в квартал. Если были найдены неточности или намеренные искажения в документации, то сроки проверки могут быть увеличены. Выездные проверки обычно проводятся в течение двух месяцев, но могут продляться до четырех или шести месяцев в некоторых случаях, основанных на Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189Приказ Федеральной налоговой службы от 8 мая 2015 года N MMB-7-2/189@.
Оспаривание результатов проверки
Решение о штрафах и доначислениях, как результат налоговой проверки, может быть оспорено. Для этого стоит обратиться к компетентным специалистам, которые разбираются в налоговом законодательстве.
При необходимости увеличения срока проведения выездной налоговой проверки, несколько факторов могут повлиять на это, в том числе:
- юридическое лицо входит в список крупнейших налогоплательщиков;
- в ходе проверки было оказано противодействие сотрудникам ФНС (например, не были предоставлены все документы);
- были получены сведения о нарушении компанией законодательства об уплате налогов и сборов со стороны других контролирующих органов;
- возникла форс-мажорная ситуация в процессе проведения проверки;
- у налогоплательщика имеется несколько структурных подразделений - если их количество составляет менее четырех, то сроки увеличиваются до четырех месяцев, если же больше - до шести месяцев.
Результаты налоговых проверок: как узнать об интересе налоговой к персоне
Чтобы узнать результаты камеральной налоговой проверки, необходимо получить акт. Однако такой документ высылают только в случае, если инспекторы налоговой службы нашли ошибки или другие нарушения в документации предпринимателя. Если все в порядке, то налоговая не дает знать о своем интересе к персоне. Заинтересованная федеральная налоговая служба также может запросить уточненную налоговую декларацию и уведомить о необходимости доплаты налогов и пеней. Если компания нарушила сроки подачи декларации, то придется заплатить штраф.
Результаты выездной налоговой проверки фиксируются в справке, а затем в акте. На основе этого документа готовится решение по результатам проверки, которое вручается руководителю компании или уполномоченному лицу. Компания может быть обязана доначислить налоги, выплатить штраф и пени. Если нарушения будут определены как умышленные, штраф составит 40% от начислений и пеней.
Для оценки налоговых рисков и в подготовке к проверкам рекомендуется обратиться в компанию с положительной репутацией и значительным опытом в данной сфере. Опротестовать решение налоговиков достаточно сложно, так как суд обычно принимает сторону Федеральной налоговой службы в подобных случаях. Если во время выездной проверки были обнаружены нарушения, может быть возбуждено уголовное дело или же налоговый орган может инициировать процедуру банкротства компании. Владелец или руководитель организации при этом может быть привлечен к субсидиарной ответственности.
Руководитель налоговой практики компании «КСК ГРУПП», кандидат юридических наук Роман Шишкин, дал советы по подготовке организации к налоговой проверке. В случае, когда камеральная налоговая проверка превращается в выездную, подготовка документов является важной задачей для представителей организации. Инспекторы стремятся доказать нарушения со стороны компании, поэтому необходимо подготовить документы и сотрудников таким образом, чтобы компания смогла отстоять свою правоту на этапе досудебных разбирательств или в суде. Стоит отметить, что на уведомление о предстоящей проверке не всегда хватает времени, поскольку инспекция не предупреждает о дате прибытия.
Существует возможность предупредить всех постоянных контрагентов о налоговой проверке, чтобы они могли подготовить необходимые документы для подтверждения сделок. Важно проверить реквизиты, печати, подписи, даты, чтобы документы были соответствующими с обеих сторон.
Если выездная налоговая проверка все же состоится, то компания может оказаться в трудной ситуации. Кроме того, не всегда возможно положиться на сотрудников компании или успеть самостоятельно изучить все нововведения в налоговое законодательство в короткий срок. В таких случаях всегда можно обратиться к независимому специалисту в области аудита или привлечь экспертов, чтобы оспорить решение ФНС о доначислениях.
Компанию «КСК ГРУПП» уже не раз приходилось заниматься оспариванием налоговых доначислений. Один из эпизодов связан с компанией-поставщиком угля. В процессе выездной налоговой проверки инспекторы подвергли под сомнение реальность сделок с одним из контрагентов. Специалисты ФНС установили, что компания не совершала поставки угля, и указали в актах, что у контрагента не было сотрудников, транспорта и складов, а значит такая фирма не могла осуществлять поставки. В результате доначисления в размере 10 млн рублей, в том числе пени и штрафы, были выставлены компании. Поставщик угля, пытавшийся самостоятельно оспорить акт проверки в налоговом органе, не смог добиться успеха. Однако юристы «КСК ГРУПП» вместе с клиентом смогли доказать в Верховном суде РФ, что сделки не были фиктивными.
Офис юридических и консалтинговых компаний, которые специализируются на аудите, в топовых рейтингах в РФ. «КСК ГРУПП» ежегодно доказывает свой профессионализм, занимая лидирующие места. Главная цель компании заключается в том, чтобы клиенты получили не просто совет, а решение своей задачи с просчитанным экономическим эффектом.
Фото: freepik.com