Организация расчетов с использованием банковских карт
По мнению экспертов, большинство российских компаний выбирают оплату с помощью банковских карт. Некоторые пользователи, однако, все еще не доверяют этому способу оплаты. В данной статье будут рассмотрены пластиковые карты как платежный инструмент, а также особенности их использования в организации. Также будет описана схема платежей с использованием карт и банковская услуга эквайринга.
В последние годы все больше людей начали использовать банковские карты для безналичных операций. В 2019 году доля расчетов с использованием банковских карт составила 76%, а уже в первом квартале 2020 года этот показатель вырос до 86%. Количество пластиковых карт также значительно увеличилось, достигнув более 283 миллионов карт. Это делает безналичные расчеты еще более популярными и выгодными для современных торгово-сервисных предприятий.
История использования банковских карт началась в 1949 году, когда в Нью-Йорке была создана первая массовая платежная карта Diners Club. Вскоре она стала универсальной, и ею можно было расплачиваться за товары и получать наличные, а также выполнять другие операции. В результате банковских «баталий» на рынке определились две ведущие международные платежные системы - Visa и Mastercard.
Сегодня банковская карта - это удобство, безопасность и экономия времени для потребителя. Кроме того, использование банковских карт ведет к дополнительной прибыли для предпринимателей. Установка терминала безналичной оплаты обычно приводит к увеличению объема продаж, потому что людям легче решиться на дополнительные траты, когда они используют карточную платежную систему.
Для предпринимателя установка системы безналичной оплаты может достичь следующих стратегических целей: повышение привлекательности организации для потенциальных клиентов, расширение клиентской базы, увеличение товарооборота, сокращение издержек на бухгалтерию, сокращение расходов на обслуживание клиента и затрат на инкассацию, а также уменьшение риска оплаты фальшивыми банкнотами и повышение сохранности выручки.
Если предприниматель решил организовать безналичную систему оплаты, ему необходимо установить терминал безналичной оплаты и обеспечить совместимость с одной из международных платежных систем, таких как Visa или Mastercard.
Как организовать безналичный расчет с использованием банковских карт на предприятии
В системе использования пластиковых карт присутствует две важные стороны: владелец карты и коммерческое предприятие, которое предоставляет возможность оплатить покупку по карте. Для роста этой системы необходимо, чтобы банки выпускали как можно больше пластиковых карт, а на предприятиях существовали условия для безналичных платежей.
Важность безналичной оплаты
В Российской Федерации законодательно этот вид расчетов регулируется Положением Банка России от 24 декабря 2004 года № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием». Важную роль в данной системе осуществляет организация, производящая расчеты, с помощью процессингового центра. Эта организация является посредником между компанией и конечным потребителем.
Эквайринг
Сервис, предоставляемый банком, включает в себя осуществление расчетов, совершаемых с помощью банковских карт, а также средства по выдаче наличных денег держателям банковских карт — этот вид услуг называется эквайрингом, а банк, предоставляющий его, — эквайрер.
Схема расчетов
Оплата покупки безналичным способом выглядит следующим образом: держатель карты получает приобретение от магазина, ресторана или автозаправочной станции как бы в кредит, и деньги не сразу поступают на счет предприятия. Об операциях по картам информация передается в банк компании, и на ее расчетный счет поступает сумма стоимости товаров, оплаченных по платежным карточкам. Банк предприятия получает эту сумму от банка-эмитента и списывает ее со счета клиента.
Схема процесса безналичной оплаты состоит из следующих этапов:
- Покупатель подает заявление в банк о создании карточного счета и производстве пластиковой карточки, а также периодически передает поручения по депонированию денежных средств.
- Банк выдает пластиковую карту клиенту.
- Для оплаты товара или услуг покупатель передает свою карту продавцу.
- Для оплаты покупки потребитель использует карту в платежном терминале либо вставляет ее в терминал (если карта старого формата и не оснащена чипом). Оборудование считывает данные и отправляет запрос в банк для проверки платежеспособности клиента и получения разрешения на проведение операции. Банк покупателя предоставляет положительный или отрицательный ответ с кодом авторизации или отказом с конкретной причиной (недостаточно денег, блокировка и так далее). Все это происходит в течение нескольких секунд.
- После получения разрешения на оплату представитель предприятия изготавливает специальный чек — слип.
- Покупатель получает товар или услугу.
- В банк-эквайрер предоставляются слипы.
- Информация о платеже передается в банк-эмитент, используя слип.
- Сумма списывается со счета покупателя и переводится на счет в банк продавца.
- Сумма зачисляется на счет предприятия за вычетом комиссии банка-эквайрера.
Для организации безналичных платежей на предприятии необходимо заключить договор с эквайрером или процессинговым центром, которые будут проводить координацию всех платежей, а также обеспечивать необходимое оборудование и обучение персонала.
В настоящее время возможность безналичной оплаты увеличивает престиж предприятия. Банковские карты становятся все более популярными, и пандемия только усилила доверие к ним. Безналичные расчеты стали основным методом оплаты, который является безопасным и удобным в любых условиях, включая самоизоляцию. Не удивительно, что все большее количество покупателей использует карты. Чтобы не допустить падения продаж и увеличить товарооборот, предприниматели подключают эквайринг, который позволяет принимать безналичную оплату.
Фото: freepik.com